Игры    

Интервью с разработчиком Fog of War


Просматривая всякие списки горячих новинок и просто интересных игр, я обратил внимание на масштабную стратегию про Вторую мировую войну под названием Fog of War. Её особенность в том, что в игре нет никаких фигурок армий, флотов и т.п. Вместо этого игроки оперируют только картами и с их помощью должны планировать наступательные и оборонительные операции и выиграть войну с помощью разведки. Подробнее о новинке можно узнать из интервью, с переводом которого предлагаю ознакомиться. 

Перед выставкой-ярмаркой настольных игр в Эссене я составил список новинок, которые хотел бы попробовать. И, хотя The Fog of War в него и не попала, я отметил эту игру и заинтересовался ею. Дошло до того, что я связался с её разработчиком, Джоффом Энгельштейном, и он оказался столь любезен, что согласился поговорить о своём новом проекте. Вот как он описывает игру:

The Fog of War – это масштабная стратегия для двух игроков, охватывающая Европейский театр военных действий Второй мировой войны в период с 1940 по 1944 годы. Один игрок берёт на себя командование силами Оси, а второй управляет Союзниками.

В ней нет перемещающихся по полю фигурок, которые обычно встречаются в военных играх. Вместо этого игроки фокусируются на таких аспектах войны, как планирование и разведка. У каждого игрока есть колода карт, отображающих армии, флоты и иные военные возможности. На поле изображено 28 сухопутных и морских секторов, за которые и придётся сражаться.

Чтобы защитить сектор, нужно сыграть на поле карты лицом вниз. Если вы хотите атаковать сектор, вы должны спланировать «операцию», выложить карты на специальное «колесо операций». Это колесо – уникальный способ подготовки операций, позволяющий собирать информацию о планах противника, а также блефовать. «Операция» – это набор карт, одна из которых – это карта территории, где будет разворачиваться операция, а также одна или более карт с подразделениями, которые игрок отправляет в атаку. Все эти карты играются лицом вниз, поэтому соперник не знает, где именно вы хотите напасть, также ему неизвестно какие силы вы посылаете в наступление. Каждый ход «колесо операций» поворачивается на одно деление, и это позволяет контролировать момент начала операции, а также бонусы атаки и защиты.

Помимо карт для атаки и защиты в распоряжении игрока есть жетоны разведки, их можно использовать чтобы подсматривать карты, сыгранные противником в обороне и в наступлении.

Ну а теперь – само интервью.

Грант: Для начала, расскажите немного о себе. Чем занимаетесь в свободное время?

Джофф: Я люблю играть в настольные игры, и играю уже давно, очень давно. Примерно в середине 70-х я познакомился с «Дипломатией», играми от Avalon Hill и Dungeons & Dragons. В 1979-м году я впервые посетил фестиваль Origins и с тех пор отдаю себя играм.

В старших классах и колледже я увлекался военными играми. Во время учебы в Массачусетском технологическом институте, я был президентом Общества стратегических игр (Strategic Games Society). Мы играли во многие сложные и долгие игры, в том числе в Third Reich и Europa series, Squad Leader, и World in Flames.

В 90-е годы я женился, после чего мы с супругой стали играть в евроигры. Иногда ещё случалось разложить что-нибудь долгое, например Here I Stand или даже Civilization, но по большей части игровое меню стали составлять более короткие вещи.

В 2007 году я решил соединить свою любовь к математике и наукам с настольными играми и стал принимать участие в подготовке выпусков подкаста The Dice Tower с рубрикой ‘GameTek’, чем и занимаюсь до сих пор. С 2011 мы вместе с Райаном Стурмом выпускаем подкаст Ludology, в котором обсуждаем разработку игр.

Чтобы подпитывать своё желание покупать новые игры деньгами, я создал компанию Mars International, которая занимается разработкой и производством различных компонентов. В прошлом я физик и инженер, так что мне нравится решать сложные технологические задачи и создавать новые продукты.

Грант: Как вы начали разрабатывать настольные игры?

Джофф: Мне всегда это нравилось. Ещё в старших классах я создал две видеоигры для компьютера Apple II – Starblaster и Panic Button. В колледже я также периодически занимался разработкой компьютерных игр, хотя не могу похвастаться ни одним завершённым проектом.

В 2007 году я сыграл в настольный Starcraft от FFG. Мне очень нравится компьютерная игра и, хотя мне понравилась настольная версия, ощущения от неё остались не такие, как от компьютерной. Поэтому я решил сделать свой вариант, причём, очень быстро придумал прототип, который к моему удивлению оказался вполне рабочим. Так родилась настольная игра The Ares Project, которую выпустило издательство Z-Man Games в 2011 году.

Грант: Чем вас привлекает разработка настольных игр? Что нравится больше всего?

Джофф: Причина та же, по которой мне нравится быть инженером. Вы придумываете что-то в стеснённых условиях: ограничены компоненты, стоимость, сложность. И всё это ради того, чтобы в итоге игрок получил удовольствие. Разработка игр – это экстремально творческое занятие, и я нахожу его бесконечно увлекательным.

Грант: Расскажите про The Fog of War, о чём эта игра? На каких аспектах войны она фокусируется?

Джофф: The Fog of War – рассчитанная на двух игроков симуляция Европейского театра военных действий во Второй мировой войне. Идея игры родилась из книги The Deceivers: Allied Military Deception in the Second World War. Я знаком со многими играми стратегического уровня по Европейскому ТВД, но понял, что темы этой книги – инерционность планирования и важность понимания что именно делает противник –  нигде не были на должным уровне смоделированы. Когда наступает время делать ход, всегда нужно решить что стоит предпринять здесь и сейчас. Да, нужно думать и о долгосрочных планах, и войска можно задействовать только там, где они находятся в данный момент, но если ваш противник вдруг делает что-то неожиданное, вы просто сразу же меняете планы и начинаете реагировать. И ничего вам не мешает.

Возможно, подобное относится к Third Reich. Каждый ход в этой игре – это как головоломка, для которой нужно найти правильное решение. И, если вы обнаруживаете слабое место в обороне противника, то бьёте в него и побеждаете.

Мне доводилось видеть как в настолках наподобие We The People пробовали сделать ощущения от игры более настоящими, жертвуя для этого деталями. Это натолкнуло меня на мысль, что можно разработать игру, сфокусированную на отдельных аспектах, и при этом отсечь всё ненужное, но она всё равно будет ощущаться настоящей.

Так что The Fog of War была разработана чтобы дать игрокам возможность строить долгосрочные планы, вводить противника в заблуждение относительно своих намерений и пытаться выяснить, что на самом деле задумал оппонент. Я остановился на очень укрупнённом масштабе и не вдавался в детали.

Грант: Как работает «колесо операций»? Как вы его придумали?


Как игровая механика колесо операций работает следующим образом: игроки должны выкладывать карты по периметру колеса, а затем центральная секция прокручивается от операции к операции, давая сопернику время разведать подробности о вашей операции до того, как она будет реализована.

Джофф: Оригинальная идея, которая оставалась неизменной во всё время работы над игрой, заключается в том, что все вооружённые силы – это карты, а оборонительные и наступательные операции – это стопки карт.

Помимо карт, обозначающих ваши подразделения, в операцию должна входить карта цели (карта территории). Когда противник пытается выведать подробности вашей операции, он может подсмотреть несколько карт, но вы не знаете что именно он увидел – задействованные в операции войска, её цель или просто карты-пустышки.

На этапе раннего прототипа стопки карт надо было выкладывать на своей стороне поля. Затем возник вопрос времени. Ведь нельзя просто так задумать операцию и сразу же отправить войска в бой. И нельзя держать войска на операции в течение неограниченного времени. Должны быть какие-то ограничения, у операции должно быть начало и конец.

Поначалу я пробовал сделать шкалу операций, каждый ход по ней нужно было сдвигать стопки карт на одну позицию. Однако это оказалось неудобным, да ещё и игрокам после каждого сдвига сложно запомнить в какие стопки они заглядывали при помощи разведки, а в какие – нет.

Идея колеса позволила оставить сами стопки карт неподвижными. Это был большой прорыв в разработке игры, хотя, сейчас, оглядываясь назад, это решение кажется очевидными.

Грант: Как колесо операций отражает реальную историю Второй мировой?

Джофф: Планирование операций во Второй мировой войне требовало значительного времени и вложения большого объёма ресурсов. Например, планирование наступления на СССР и высадки в Нормандии заняло месяцы и, если бы в последний момент в оборонительных позициях противника что-то поменялось бы, изменить план наступления было бы уже невозможно (особенно при высадке в Нормандии). Единственный вариант – выполнить операцию так, как она была задумана, либо отменять её.

The Fog of War заставляет игроков строить планы минимум на 3 хода вперед, и благодаря этому игра ощущается очень напряжённой, вынуждает что-то придумывать, блефовать и пытаться ввести соперника в заблуждение. Практически каждое наступление можно блокировать, если получить о нём достаточно информации. И ваша задача как командира – чтобы противник не смог этого сделать.

Особенно в колесе операций мне нравится то, что оно позволяет реализовать стратегический эффект неожиданности. В большинстве игр про сражения в Европе всегда очевидно, что Германия собирается напасть на СССР, потому как у границы сосредотачиваются массивные силы и это наглядно видно на поле. Бывает, чтобы добитьс достоверного исторического результата при нападении Германии на СССР, в игры заложены какие-нибудь ограничения на размещение войск Советского Союза.

The Fog of War в таких правилах не нуждается. И никаких специальных правил реализации эффекта неожиданности в ней нет. Помню, в одном из ранних тестов соперник атаковал СССР в 1940 году, и для меня это стало полной неожиданностью. У меня не было заготовлено никакой защиты, и пришлось срочно бросать в бой хоть каких-то войска, чтобы дотянуть до наступления зимы. И при этом я был доволен, потому что игра получилась именно такой, как я и хотел.

Грант: Какие ещё механики вы использовали?

Джофф: Чтобы сделать игру именно о разведке и планировании, остальные элементы оставлены очень простыми. Сражения разрешаются путём сопоставления силы столкнувшихся армий. Суммируете карты в стопке атакующего игрока и в стопке защищающегося. Если сила атакующего вдвое больше, он побеждает. Если у него меньше, чем у защищающегося, он проигрывает. Все прочие варианты приводят к тому, что войска увязают в бою – каждая сторона теряет половину карт, а сражение продолжается до следующего хода (в котором игроки могут добавить в бой новые карты).

Ещё в игре используются таймеры, в их роли выступают колоды. Когда у обоих игроков заканчиваются карты, завершается игровой ход. А когда кто-то из игроков берёт в руки последнюю карту из свой колоды, наступает зима. Поскольку количество карт в колодах различно, очень важно грамотно ими распоряжаться. Если у вас осталось меньше карт, чем у противника, вы можете их растягивать, чтобы не дать сопернику совершить несколько ходов, на которые у вас не будет возможности отреагировать. Или, наоборот, можно как можно скорее потратить свои карты, чтобы наступила зима и активировались оборонительные бонусы.

В игре ещё используется очень простая система снабжения. Чтобы атаковать сектор (на суше или на море) нужно чтобы от него прослеживалась цепочка контролируемых территорий до вашего стартового сектора.

Грант: Почему вам захотелось сделать The Fog of War?

Джофф: Как я уже отмечал, мне захотелось развить тему планирования и разведки. И ещё я хотел сделать полноценную игру о Второй мировой войне в Европе, укладывающуюся в два часа.

Грант: Как работают карты? Можете привести примеры типов карт и способов их использования?

Джофф: Видов карт совсем немного. Базовые карты – это карты армий силой 1-3 (на суше), карты флотов силой 1-3 (на море) и карты авиации с силой 1 на суше и 1 на море. Ещё есть форты, которые можно использовать только в защите на суше (силой 2 и 3), и карты-пустышки силой 0.

Грант: Что за карты-пустышки? Как их можно использовать чтобы ввести врага в заблуждение?

Джофф: У каждого игрока есть 8 карт-пустышек силой 0. Вы можете направлять эти карты на операции вместе с реальными войсками или создавать «липовые» операции, полностью состоящие из пустышек, чтобы противник подумал, что вы идёте в атаку или атакуете мощной армией (хотя на самом деле там ничего нет).

Грант: Что можно заставить сделать соперника с помощью блефа?

Джофф: Карты-пустышки могут отвлечь внимание оппонента и заставить его сосредоточиться на каких-то областях. В общем виде их задача – сделать так, чтобы операции противника сорвались, а ваши оказались успешными. Например, для вас значительно лучше, когда противник хотя и выигрывает сражение, но отправляет на него значительно больше сил, чем требовалось бы. Проиграть со счётом 12:3 по силе армий намного лучше, чем 6:3. Это целых несколько лишних армий, которые могли бы воевать где-нибудь ещё.

Когда вы атакуете, желательно, чтобы соперник отправил войска в территории, на которые вы и не собирались нападать. В общем, нужно чтобы оппонент действовал неэффективно.

Грант: Как работают жетоны разведки? Откуда они берутся?

Джофф: В начале партии у каждого игрока есть жетоны разведки, 7 у Союзников и 5 у Оси. Их можно использовать в конце хода чтобы посмотреть половину карт в любой оборонительной стопке или стопке операций. Но эти карты вскрываются в случайном порядке. Поэтому противник не знает, что именно вы видели. Вы узнали, что атака планируется на Париж? Или вы увидели только карты-пустышки? Это никогда неизвестно.

Ещё можно использовать жетоны разведки, чтобы не дать противнику посмотреть карты. Но для этого надо заплатить на 1 жетон больше. Таким образом, например, можно не дать врагу узнать, что в какой-то вашей стопке лежат только карты-пустышки.

В конце каждого года отыгрывается фаза производства. Игроки получают очки производства и могут потратить их различными способами. Один из них – покупка жетонов разведки. Разведка может дать вам важную и полезную информацию, но нужно соблюдать баланс и иметь достаточно сил, чтобы после получения информации о действиях противника, было чем отреагировать.

Грант: Само по себе игровое поле достаточно интересно. Оно очень похоже на поле из «Монополии». Как оно работает и почему оно именно такое?

Джофф: Когда мы решили, что стопки карт для атаки будут размещаться на колесе операций, нужно ещё было найти место куда класть карты для обороны. Сперва мы пробовали раскладывать их вне поля рядом с отдельной картой, обозначающей территорию, к которой привязана конкретная стопка. Но на практике это оказалось очень сложно. Кроме того, обычно наступающие знают где располагаются силы защиты.

Тогда мы решили, что карты защиты должны оставаться лицом вниз, но игроки должны знать, где именно они находятся. Мы попробовали выкладывать их прямо на поле, но оно получилось слишком большим, чтобы на нём было место для карт. Мы пробовали использовать вместо карт жетоны, но с ними тоже возникли сложности, их трудно перемешивать, перемещать, и, вообще, они не так удобны, как карты.

Органичным решением стало отведение отдельного места для каждой территории. А размещение таких мест по периметру поля позволило сделать само поле приемлемого размера, да и в игре это хорошо работало. Любое сходство с «Монополией» – чисто случайное!

Грант: Это что же, получается нельзя строить дома и отели, чтобы усложнить атаку?! Шутка 🙂 По моему мнению, это очень функциональное решение, да и выглядит хорошо. Помогло ли поле и его конфигурация в работе игровых механик?

Джофф: Поскольку в итоге мы убрали с поля все войска, это позволяет игрокам наглядно рассмотреть все соединения между секторами и в целом работать над стратегией.

Грант: Как начисляются очки за контролируемые территории? Почему вы выбрали именно такое решение?

Джофф: Каждая территория на игровом поле (и на суше, и на море) приносит как минимум 1 очко. Очки за контроль над территориями получает только игрок Оси (в конце года). И, поскольку очки начисляются за каждую территорию, всегда возникает соблазн захватить «ещё чуть-чуть». Захват новых земель всегда награждается очками, хотя наступление не «ещё одну территорию» может быть неправильным с точки зрения тактики.

У некоторых территорий есть ещё показатель ресурсов, они приносят в конце хода за контроль над такими территориями начисляются очки производства.

Грант: Расскажите про бонусы в атаке и в защите? Как их можно получить?

Джофф: В игре есть несколько бонусов. На колесе операций есть две особые позиции: если операция запущена в первый возможный для этого ход, защитник получает +1 в обороне. Если операция запущена в последний доступный для этого ход, наступающий игрок получает +1 в атаке.

Зимой некоторые территории получают +1 или +2 в обороне. И если вы атакуете сушу с моря, защитник получает бонус +4 к обороне.

Грант: Как в игре реализовано колодостроение? Какие карты можно добавлять в свою колоду?

Джофф: По завершении каждого года оба игрока могут купить себе дополнительные карты, либо выкупить свои же старые карты, которые были уничтожены. Цена на все карты одинакова – 1 очко производства. Это сделано для того, чтобы не раскрывать противнику информацию что именно вы покупаете. Например, если вдруг игрок Оси внезапно решит организовать наступление с моря и будет скупать флотилии, игрока Союзников ничто не может натолкнуть на такие мысли.

И это, конечно же, означает, что при первой же возможности игроки будут покупать самые сильные из доступных карт.

Ось начинает игру с самыми сильными картами. У Союзников более мощные карты вводятся в игру со временем.

Грант: Каким образом вступают в войну СССР и США?

Джофф: В игре заранее предусмотрено, что США вступает в войну в начале 1942 года, а СССР – в начале 1943. Эти страны могут оказаться вовлечены в боевые действия и ранеше, если их атакует игрок Оси. Я рассматривал несколько вариантов и пришёл к выводу, что этот – лучший. Для игры важно, чтобы в какой-то момент Советский Союз вступил в войну, даже если его до этого не трогали.

Грант: Каковы условия победы для Оси и для Союзников?

Джофф: Для каждой стороны предусмотрены условия победы, при достижении которых партия сразу же завершается. Ось выигрывает, если в конце года у них есть 70 очков. Союзники побеждают, если захватят Берлин и Рур.

Грант: Какой стороне сложнее выполнить условия победы? Сбалансированы ли они?

Джофф: Мне кажется, условия победы сбалансированы очень хорошо. Ось может получать победные очки вместо очков производства и вкладываться в победу вместо покупки новых армий и жетонов разведки. Теоретически можно попытаться совершить рывок и быстро-быстро набирать очки, но тут есть риск, что Союзникам будет проще воевать, если им удастся получить превосходство в военной мощи.

У Союзников есть несколько разных стратегических возможностей добраться до сердца Германии (особенно если Ось сосредоточится на захвате новых территорий и не будет думать об обороне).

Игру многократно тестировали, так что я убеждён, что баланс составляет 50/50. В случае же, если кому-то покажется, что какая-то сторона имеет преимущество, можно просто давать фору в определённое количество очков.

Грант: Что происходит, если ни одна из сторон не выполнит условия победы к концу 1944 года?

Джофф: В начале партии Ось получает 3 случайные карты из 6-тикарточной колоды «победных карт». В этой колоде есть 6 территорий, расположенных по соседству с Германией: Париж, Италия, Югославия, Балканы, Польша и Скандинавия. Одна удаляется из игры, а две другие остаются в секрете. Три оставшиеся карты из колоды «победных карт» выкладывают на поле в открытую.

Партия в любом случае завершается в конце 1944 года. Если ни одна из сторон не выполнила условия победы, проверяется, захвачены ли Германией все территории с «победных карт» (и 3 открытые и 2, держащиеся в секрете). Если да, побеждает Германия. Если нет – Союзники.

Союзники также могут просматривать победные карты, используя жетоны разведки. И, если партия затягивается, они могут понять какие именно территории необходимо удержать.

Грант: Были ли в ходе тестирования внесены в игру какие-то изменения? Если можно, приведите конкретные примеры.

Джофф: В ходе тестирования мы многое упростили.

К примеру, сражения. Мы пробовали множество систем. Первоначально в боях нужно было разыгрывать по одной карте по очереди, что позволяло блефовать. Это хотя и добавляло в игру тактику, но в результате партии становились дольше и сложнее.

Затем я пробовал сделать боёвку на кубиках трёх цветов: красный, жёлтый и зелёный (с разным уровнем урона). На кубиках помимо попаданий можно было выбросить отступления, и для победы нужно было чтобы в атакованной территории не осталось сил противника. Эта система не давала особого разнообразия результатов, но требовала много времени. В результате мы пришли к более простому варианту, позволяющему быстро определять исход сражений, что позволило реализовать поставленные перед игрой цели: быть несложной и укладываться в 2 часа.

Ещё в игре были предусмотрены «стратегические» карты, заставляющие соперника сбрасывать карты из колоды. Эта механика работала хорошо, но не давала каких-то ощутимых результатов, чтобы оправдать своё наличие и затрачиваемое на неё игроками время.

Грант: Понравилось ли вам разрабатывать игру, воспроизводящую исторический процесс?

Джофф: Понравилось. Я играл в настольные игры очень много лет и очень доволен, что смог внести свою лепту в развитие жанра.

Грант: Ориентировались ли вы в процессе разработки на то, чтобы игра воссоздавала исторические события?

Джофф: Это очень хороший вопрос. Мне кажется, что моё знакомство с историей, а также множеством военных игр сыграло свою роль. Я довольно много размышлял о том, что «должно» присутствовать в игре про Вторую мировую, например те же «стратегические карты», но в конце отказался от всего лишнего.

Ещё пример – дипломатия. В ходе разработки в игре были политические операции (также на колесе), с помощью которых можно было склонять на свою сторону маленькие государства. Были некоторые территории, которые нельзя было атаковать Союзникам, и так далее. В итоге всё это из игры было исключено.

Грант: Над какими ещё проектами вы сейчас работаете??

Джофф: Сейчас я занимаюсь тремя играми: Pit Crew (Stronghold Games), это быстрая игра про пит-стопы, в которой нужно как можно скорее вернуть автомобиль с гонщиком обратно на трассу. Trade on the Tigris – совместная разработка с  Райаном Стурмом (Ryan Sturm), это быстрая игра о развитии цивилизации. Наконец, я работаю над ещё одним собственным проектом, про который пока рассказать не могу, но надеюсь, что в скором времени у меня появится такая возможность.

Мы также думаем о дополнениях к The Fog of War, включая Тихоокеанский театр военных действий и другие конфликты. Мне кажется, эту игровую систему можно развивать в нескольких направлениях.

Грант: Что можете сказать о работе с издательством Stronghold Games?

Джофф: Работать со Stronghold – здорово. Компания нацелена на создание наилучшего продукта и верит в игры, которые продаёт.

Грант: Джофф, спасибо, что уделили время и позволили узнать подробности о разработке The Fog of War. Будучи фанатом варгеймов и, особенно темы Второй мировой войны, я заинтересовался этой игрой, тем более, что она кардинально отличается от обычных военных игр с гексами и каунтерами. Интересно выглядят и колесо операций и на элементы разведки. Должно быть интересно!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Впечатления от Pax Renaissance

Между картами королевств выставляются влиятельные простолюдины (пешки), которые обеспечивают торговые связи государств, наживая свои состояния тяжким трудом. В начале игры на поле будет всего 2-4 таких кубика. Это вы: маленький кубик во враждебном мире, буквально живущий на грани....

23 02 2020 13:14:43

Несколько новых игр

Любопытно, что на BGG люди пишут, что Агрикола с дополнением и без — это две очень похожие, но, всё-таки, разные игры. Время покажет, воспримем ли предлагаемые Уве Розенбергом новшества и как нам больше понравится играть в Agricola — с дополнением или без....

21 02 2020 20:23:16

«Ордонанс» против «Затерянных городов»

Замените отрядные значки на изображения уличной еды — мороженое, шаурма, шашлык, беляш, гамбургер, — и вместо “ О” вы получите игру о магнатах фастфуда, соперничающих за аудиторию жрецов (от слова «жрать») в крупнейших российских городах. 🙂 Даже новые иллюстрации рисовать не надо, достаточно сходить в библиотеку и поднять подшивку журнала « Крокодил» за 1980-е годы, там чуть не в каждом номере критиковали советский общепит с соответствующими карикатурами. 🙂...

19 02 2020 22:36:41

«Курск 1943. Огненная дуга» — новая игра в моей коллекции

Созданием игры занимался Алексей Разыграев. Сначала я думал, что никогда не слышал о таком разработчике, а потом вспомнил, что, вообще-то у меня в коллекции есть одна игра Алексея — Шпионы. Вышла она, если я не ошибаюсь, в 2006-м году и представляет собой не очень хорошую стратегию про борьбу разведок в 30-х годах XX века. В Шпионов я сумел заставить себя сыграть всего один или два раза, после чего игра навсегда перекочевала в далёкий шкаф и с тех пор оттуда не появлялась.  Звучит не очень-то оптимистично. Но будем надеяться, что с варгеймами у Алексея дела обстоят лучше, чем с обычными настолками....

18 02 2020 19:47:50

Пнп: русская версия «Alien Frontiers»

К сожалению я узнал об этой игре слишком поздно и все экземпляры уже распроданы. Пока я жду репринта, обещанного в январе 2011 года, я решил скоротать время за переводом правил и изготовлением русскоязычного Пн П варианта....

17 02 2020 0:13:35

«Пандемия» с 2 дополнениями — распечатай и играй

Скачать материалы для игры Пандемия с дополнениями...

16 02 2020 19:38:10

Обзор настольной игры «Тени над Камелотом» [Shadows over Camelot]

В Тенях все участники становятся рыцарями круглого стола (один из которых может оказаться предателем) и отправляются выполнять различные задания....

14 02 2020 17:43:16

Inis – распечатай и играй

Во время раунда игроки по очереди разыгрывают по карте. Эффекты карт позволяют выкладывать на поле новые регионы, жетоны святынь или фишки своих кланов, перемещать фишки между регионами, атаковать соперника (тот вынужден сбросить фишку с поля или карту с руки) и т.д....

13 02 2020 4:18:59

Настольные игры на iPhone: зачем это нужно?

Получается, что для хорошего программного движка нужно либо сотрудничество с автором, отлично представляющим мат. модель своей игры либо талантливые программисты способные подробно понять и описать существующую настольную игру методами мат.моделирования....

10 02 2020 4:49:32

Самые «горячие» настолки по данным Board Game Geek

И М – количество игроков, игравших в прошедший месяц в какую-то игру,...

07 02 2020 0:52:39

Raiders of the North Sea – распечатай и играй

Очень недооцененная игра, как по мне одно из лучших (если не самое) лучшее евро уходящего года....

06 02 2020 4:46:32

28 августа – 3 сентября 2017. Маго Маркет и Генерал

В « Маго маркет» попровали сыграть вшестером. Провалили первый же сценарий. Мнения об игре разделились, один человек был резко против продолжения. Остальные не определились, готовы были попробовать ещё, т.к. с первого раза толком ничего не понятно, да и провальная партия уместилась минут в 5. Но кворума не было, поэтому разложили « Генерала»....

05 02 2020 21:35:46

Описание игры «Маг»

Перед нами игра по сути дела немного напоминающая сильно упрощённую версию преферанса. Как в преферансе, так и здесь ваша цель предугадать то количество взяток, которое вы возьмёте за раунд. В начале партии игроки, узнав козырную масть и посмотрев свои карты, делают ставки, предугадывая это самое количество. Если играющий взял больше или меньше карт, значит очки теряются. Взял ровно столько сколько планировал, очки падают в копилку....

04 02 2020 7:42:52

«Спартак» с дополнениями – распечатай и играй

Скачать материалы для игры « Спартак» с дополнениями...

01 02 2020 8:46:15

Fluxx – распечатай и играй

В зависимости от издания, в колоде 5 или 7 видов карт: Basic rules (базовые правила), New rule (новое правило), Keeper (кипер), Goal (цель) и Action (действие), а также Creeper (крипер) и Meta rule (модификатор)....

31 01 2020 22:16:47

Фотосессия «Fairy Tale»

Мне досталась немецкая версия игры, так что правила приведены на немецком. Кстати, на фотографиях — вторая редакция FT, и, соответственно, вторая редакция правил. Они не изменились по сути, но были переформатированы и стали выглядеть по-другому....

29 01 2020 15:47:31

16-22 июля 2018. Настокэмп-14

Azul – ...

26 01 2020 10:35:41

Pax Porfiriana – распечатай и играй

Я запросил у него данную работу, но .psd-файлы, по его словам, исчезли в небытие после того, как «упал» винчестер.  Потому мне пришлось взять, что есть, и стереть всё испанское словообразование ручками. А потом вбить обратно родной английский....

25 01 2020 0:35:27

Grizzled: At your Orders – распечатай и играй

В начале каждого хода лидер берет две карты и выбирает какую разыграть. Эти миссии могут повлиять на количество стартовых карт, или не позволят игрокам проиграть раунд из-за специфических условий, таких как ночь или дождь....

24 01 2020 5:39:34

Яростная ярость эльфов

Правила игры весьма просты. Каждый повелитель эльфов перед началом партии выбирает себе племя по вкусу, получает все необходимые карты и жетоны, формирует общие нейтральные отряды и принимается за экспансию на карте. Экспансия, впрочем, не самоцель, а средство выполнения индивидуального задания, необходимого для победы. Что это за задание, знаете только вы, поскольку у вас есть выданная случайным образом карточка....

22 01 2020 8:33:24

Small World Underground. Теперь и на русском

В этой версии вы станете во главе сказочного народа и вместе с ним захватите подземный мир. Вам в помощь серебряные молоты дварфов и грохочущие вулканы, ужасный Великий Древний и несокрушимый Балрог, придверный коврик-самолёт и призрак Лары Крофт, расхитительницы гробниц....

21 01 2020 6:23:14

Подкаст 056. Детские настольные игры

00:12:50 — Что значит возраст на коробке с игрой...

18 01 2020 23:31:48

Первое дополнение для Race for the Galaxy выходит на русском

В этом дополнении к культовой настольной игре « Борьба за галактику» вас ждут новые карты миров и разработок, а также множество нововведений....

17 01 2020 8:19:21

ПНП из ПВХ на примере «Каркассона»

Дополнения по комплектации были уж совсем уж маленькие (ниже указаны только некоторые):...

16 01 2020 17:32:12

Перевод правил «Luna Llena»

Предупреждаю сразу — это пре-релизная версия перевода, она ещё не вычитывалась. При обнаружении ошибок, очепяток, логических несостыковок и т.д. просьба писать в данной теме....

14 01 2020 8:49:26

Настольные игры в рунете 2018

А вот, для сравнения, данные о лидере, Тесере. Сайт загружается очень медленно, 3,866 секунды, 85% сайтов делают это быстрее. Средний посетитель ( Россия – 46,4%, Великобритания – 6,4%, Германия – 6,2%) просматривает 3,5 страницы и проводит на сайте 4 минуты 28 секунд (в 2017 – 6 и 5:15 соответственно)....

13 01 2020 3:27:49

Впечатления от настольной игры «Казаки»

— Тошнит от этой игры. ...

11 01 2020 14:25:42

Описание игры «Acquire»

Мало просто создать сеть отелей, чтобы она начала приносить доход, каждую составляющую сети нужно приобрести в собственность, купив ее акцию. Разумеется, в последствии акции отеля можно продать, но за значительно меньшую сумму. Если после выкладывания фишки сети отелей соединяются, то один отель поглощает другой, а их владельцам выплачиваются премии за сделку в зависимости от количества акции у каждого из владельцев. Однако, если отель расширяется до 11 клеток, то его поглотить уже нельзя. ...

10 01 2020 2:54:54

«Neuroshima Hex!»: пнп + перевод правил

Как основу для гексов использовал 2-х миллиметровую П В Х-панель (хорошо режется строительным ножом, гексы получились надёжнее картона и, по-моему внешне симпатичнее). Гексы выдрал из iPad-игрушки Neuroshima Hex, т.к. они оказались намного лучше по качеству, чем те, что уже выкладывались в блоге....

09 01 2020 15:48:45

Присматриваемся к Argo

Третье. Лезу в комментарии на BGG, смотрю, что пишут люди. Кто-то, как и я, отмечает, что игра сперва напомнила Room 25. Но после знакомства на практике оказалось, что Argo – совсем про другое. Тут важна тактика, местоположение персонажа на поле. И ещё нужно ловить удачный момент для действий. В плане игрового процесса это смесь командного режима и формата «каждый сам за себя»....

08 01 2020 19:36:36

Мои предновогодние новинки

Буквально за пару дней до конца года я получил неожиданную посылку от Звезды, внутри которой оказалась коробка с игрой Великая Отечественная. Лето 1941. Пожалуй, из трёх новинок — это самое любопытное приобретение. Под крышкой скрывается военная настольная игра в реальном времени с двумя минусами — записью ходов (меня это правило почему-то выводит из себя, видать, слишком я ленив), а также вложенным конструктором — набором, из которого нужно самому собирать фигурки пехоты и бронетехники....

07 01 2020 4:46:57

ПНП-редизайн «Серого кардинала»

Правила игры...

06 01 2020 4:58:25

Правила игры «Shogun»

NB!  Использование перевода только  Н Е В К О М М Е Р Ч Е С К И Х целях....

04 01 2020 20:45:20

«Мир Хобби» локализует «Munchkin Booty»

Тема пиратская, схема прежняя. Наиболее активные участники процесса получают благодарность в правилах и экземпляр игры по факту её появления в продаже. Материалы выложены на обозрение на нашем форуме....

01 01 2020 10:59:22

Fleet: The Dice Game — распечатай и играй

Дополнительно потребуется:...

31 12 2019 2:44:25

Рецензия на «Риск»

...

29 12 2019 22:48:57

Новая ссылка — сайт «Авторские настольные игры»

Одовременно с запуском проекта появился стартер " Некро" для игры Bomb.it, а так же выпуск настольной игры Колдунчики, распространяемой по принципу "распечатай-и-играй"....

27 12 2019 17:13:52

«Манчкин» в онлайне

Любопытно, долго ли проживёт этот проект и не возникнут ли у его автора проблемы с авторскими правами. А то, помнится, в прошлом году прикрыли отличную онлайновую Агриколу. Будем надеяться, нашего Манчкина минует эта участь!...

25 12 2019 17:27:30

Трейлер Forbidden Sky

 ...

23 12 2019 22:32:52

Новая игра в моей коллекции — «Корова 006»

Тем не менее, если ваша компания любит несложные карточные игры, а в Свинтуса вы уже наигрались, Корова 006 — это лучшее, что вы можете найти на российском рынке....

22 12 2019 16:56:31

Впечатления от игр «Doom», «Эласунд» и «Coloretto»

В шлюз народ прорвался на остатках здоровья, а передо мной к тому времени уже лежали 5 фрагов, так что я считаю, что у меня получилось сбалансировать игру по сложности. Вообще, играли лихо, с криками\воплями\спорами и… водкой. Да, видимо, это общее настроение было таким, но где-то на третьей комнате сценария кем-то из игроков был озвучен вопрос про водку, положительный ответ на который все поддержали. Это тем более странно, что из нас троих никто это дело особо не любит, предпочитаем коньяки и виски, если уж на то пошло…...

21 12 2019 14:33:13

Everdell — распечатай и играй

Каталог с переводом Для печати: Everdell-карты-PNP.pdf — 15 листов А4, 16-й — рубашка, линии разреза по лицевой стороне Everdell-Event_Forest.pdf — 2 листа А4,  рубашки нет Field.jpg — поле. Не меньше А3, можно и больше растянуть. На поле А3 не поместятся 8 открытых карт, но их можно отдельно класть....

19 12 2019 6:29:44

«Блокус» из Китая

...

18 12 2019 9:35:17

Фотографии компонентов игры «Замок 1000 зеркал»

Картонные компоненты: 11 предметов, 1 окно, фишка Виктора, дверь, а также восемь фишек, которыми игроки будут делать "ставки". Картон толстый, качественный....

16 12 2019 19:26:35

Спойлер карт из «Dominion: Hinterlands»

Когда вы получаете эту карту, возьмите ещё одну карту, стоимостью дешевле этой....

13 12 2019 21:28:40

Новости TTS. Выпуск 32

– Тематическая, 2-5 игроков, 120 минут...

12 12 2019 13:29:30

История игр Caravan и Century

Первая игра уже вышла на немецком языке, а в июне 2017-го года готовится её выход на многих других языках. Следующие две игры выйдут в 2018-м и 2019-м годах. Поскольку сказочные иллюстрации тоже были созданы, не исключено, что в какой-то момент на рынке появится и такой вариант игры – просто потому, что первые отзывы о новой игре неизменно восторженные. Я тоже в неё поиграл и полностью поддерживаю всеобщий восторг: игра хороша....

11 12 2019 18:58:26

Обзор игры «Hive»

Правила у Hive очень простые....

10 12 2019 19:46:52

«Robotory» — распечатай и играй

Печатал дома на струйнике на обычной бумаге, потом П В А переклеивал на ватман, вырезал, сгибал и склеивал края деталей модельным суперклеем.  Ноги роботов укрепил стальной проволокой (не знаю, как без неё, но с ней они достаточно устойчиво стоят) и отдельными полосками бумаги цвета робота (в файле для них наверху страницы цветные прямоугольники)....

09 12 2019 8:46:30

Редизайн «Маленького мира»

Скачать материалы для игры Small World — редизайн от Tanone (rar, 365 Mb)...

08 12 2019 13:42:52

Номинанты на премию Golden Geek 2018

В итоге в номинации попали 75 разных настольных игр. Самыми успешными оказались: The Mind – 6 номинаций, Architects of the West Kingdom, Root и Chronicles of Crime – по 5 номинаций. Ниже представлены текущие параметры популярности всех игр, которые пробились во все номинации премии. Как обычно, по вертикали указан средний BGG рейтинг (то есть игры с более высоким рейтингом расположены выше других), по горизонтали – число пользователей BGG, которые играли в эту игру в феврале 2019-го года (таким образом, самые играбельные игры расположены правее). В итоге лучшие, по мнению игроков, игры расположены справа вверху, подальше от начала координат....

07 12 2019 8:16:12

Logan Stones – распечатай и играй

Скачать материалы для игры Logan Stones...

06 12 2019 22:24:20

Открылся сайт Юрия Журавлёва

На этом сайте ты найдёшь некоторые, разной степени готовности, проекты Юры. Их можно совершенно свободно скачать, изучить правила, и даже сыграть в них, если тебе не лень заниматься распечаткой и нарезкой(; При этом есть большая просьба: не распространять выложенные на сайте материалы без ссылки на первоисточник....

05 12 2019 15:58:44

Рассказ об изготовлении магнитного поля для «Ticket to Ride»

Как и при создании прошлого игрового поля, размер был ограничен до А4.   Для увеличения размеров самого поля, нам пришлось отказаться от рамки с цифрами подсчета очков. Ее мы решили сделать позднее отдельной небольшой магнитной табличкой. Так же само поле теперь рассчитано именно на формат А4 (в прошлый раз игровое поле было сделано 180 Х270 мм) и квадраты 90 Х90 превратились в прямоугольники 99 Х105мм. Из плотного картона было вырезано 6 по максимуму идентичных друг другу прямоугольника....

02 12 2019 8:48:45

Terraforming Mars — распечатай и играй

Такой вот эмоциональный пост в преддверии нежданной-негаданной локализации игры на русский. Тем, кто любит ковыряться с карточками, комбинировать их, однозначно следует обратить внимание. Хотя попробовать советую всем, кто любит вдумчивые евро. Этот тот случай, когда не стоит судить по обложке, и можно довериться шумихе. Кстати, вживую оформление вполне приличное, расстраивают только хлипкие и неудобные планшеты, но их с лёгкостью исправят пластиковые накладки. Ещё есть вопросы к блестящим кубикам ресурсов — по-моему, они быстро облезут....

01 12 2019 22:44:46

Советы по использованию резака для любителей пнп

И третья технология, самая важная и практичная:  Наткнулся на статью http://www.boardgamer.ru/Samostoyatelnoe-izgotovlenie-igrovy. Узнал оттуда про фоторезак, начал искать.  А ещё недавно была статья http://www.boardgamer.ru/obrezchik-uglov-devajs-dlya-lyubitelej-pnp....

29 11 2019 22:44:18

Зомби-вокзал для двоих

В таком режиме было отыграно две партии. Поскольку первая из них одновременно стала первой полноценной партией для обоих игроков, было решено сыграть в полуобучающий сценарий и набрать восемь образцов тухлятины с зомбецов. Задача была выполнена уже на третий ход: полицейский диспетчер в участке достала дробовик и открыла геноцид мертвецов, не сходя с места, а на базе их же крошил в капусту ниндзя. Изи вин, как говорится....

28 11 2019 6:13:57

Настольная игра «Король центра»

На современном этапе развития общества актуальным является поиск новых способов и технологий воспитания и совершенствования индивидуальных способностей человека, а также моральных качеств, которые необходимы ему в процессе борьбы за самого себя, за утверждение себя как разносторонней и гармонично развитой личности....

26 11 2019 3:17:38

Топ. Ноябрь 2017

В игре Food Truck Champion от американских дебютантов игроки развивают собственные компании грузоперевозок....

25 11 2019 23:37:15

Отчёт за неделю с 6 по 12 сентября 2010 года

На этой неделе мы снова играли в Memoir' 44 — Breathrough и снова в самый первый сценарий из этого дополнения. Напомню, что в нём по середине поля проходит железная дорога, с одной стороны которой окопались немцы, а с другой сосредоточены значительные силы союзников, изготовившиеся к атаке. На прошлой неделе я командовал немецкими войсками и выиграл с небольшим перевесом со счётом 12:9, а в этот раз сел играть за союзников....

23 11 2019 1:39:48

Описание игры «Deadly Harmony» (+ пнп-подборка)

На безбрежных просторах интернета (а именно на форуме сайта memoir-44.ru) я набрел на опубликованный тов. pokepoke пост с ссылками на PnP (Print’n’Play) игры. Фраза «карточный файтинг» меня заинтриговала. Я скачал правила, пробежался глазами по компонентам, подумал «вроде ниче так», напряг друга с распечаткой (отдельное спасибо ему  ) и вуаля – мы играем в Deadly Harmony....

22 11 2019 16:48:34

Spirit Island – сбрось захватчиков с острова

Здесь вы вступаете в роль духов острова, который пленили захватчики. Местное население всё ещё поклоняется вам, и с его помощью можно добиться вашей цели. А она проста: уничтожить захватчиков, однако может в нюансах отличаться от партии к партии. На протяжении игры, ваша мощь и влияние на остров постоянно возрастает. К несчастью, захватчики тоже не дремлют: они основывают новые города и поселения, осваивают новые земли, приносят вред земле и т.д. Как и свойственно могучим духам, вам нужно разумно использовать свои силы и умения, чтобы местное население сломило натиск захватчиков....

21 11 2019 22:57:12

Математически выверенные советы по Ticket to Ride. Европа

Для тех, кто не знаком с игрой...

18 11 2019 7:18:49

Инновация: Отголоски прошлого – распечатай и играй

В: Сколько времени делали? О: Полтора года...

17 11 2019 4:30:47

Star Wars: Imperial Assault выйдет на русском летом 2018-го

Радуем фанатов легендарной саги « Звёздные Войны» и любителей хардкорных игр!...

15 11 2019 6:47:22

Впечатления от игры «Гольфмания»

Ход игры состоит из выкладывания карт лунки, за которую и происходит дальнейшая борьба....

14 11 2019 3:29:34

Рецензия на игру «Запретный остров»

Суть действа такова: дерзкие исследователи мечтают заполучить четыре реликвии, хранящиеся в укромных уголках запретного острова, и улететь прочь на вертолёте, пока не стало слишком поздно. В каком смысле «поздно»? В самом прямом: защитные механизмы острова опознают человеческое вторжение. Включается программа самоуничтожения. Твердь земная начинает плавно погружаться в пучину. Потому — поторапливаемся!...

12 11 2019 13:24:29

Первые карты из «Dominion: Cornucopia»

Цена: 4 (действие — защита)...

11 11 2019 21:14:37

Настольные игры на «Зилантконе 2011»

 — настольные игры из России на мировом рынке;...

10 11 2019 22:12:17

«Приключения на Луне» — распечатай и играй

Скачать материалы игры Приключения на Луне (zip, 1 Mb)...

09 11 2019 1:36:26

Довольно умная игра

В синем секторе представлены числа, выпавших суммарно на белом и синем кубиках – от 2 до 12. Их тоже нужно зачёркивать. Результат игрока зависит от числа зачёркнутых чисел – указано вверху....

04 11 2019 7:39:27

Conflict of Heroes: Awakening the Bear (2nd Ed.) – распечатай и играй

И, конечно, все материалы только для ознакомления)...

02 11 2019 6:58:38

Обзор игры «Stone Age»

Внутри коробки удобный органайзер с прочными стенками, который позволит удобно разместить компоненты, которых немало....

01 11 2019 2:52:46

Впечатления от подарочного набора «Зельеварения»

(по клику картинка в читабельном размере)...

31 10 2019 21:19:52

Подборка настолок к 1 сентября

Суперносорог...

22 10 2019 20:38:15

Sub Terra – распечатай и играй

Скачать материалы для игры Sub Terra...

20 10 2019 12:55:36

Fox in the Forest: Star Wars — распечатай и играй

Скачать материалы для игры Fox in the Forest — редизайн в стиле Star Wars...

17 10 2019 20:54:25

«Desktop Games» — ходилки-онлайн

Позже пришла мысль воплотить этот класс игр как сетевой проект, и по размышлении о том, как можно всё это реализовать, я начал работу....

16 10 2019 4:44:25

Root. Обзор будущего хита

Что она ассиметричная, и от авторов Vast вы уже наверное слышали и читали. Я бы уходил от этих сравнений. На самом деле игра не от авторов Vast, она от автора John Company и Pax Pamir Коула Верле (Cole Wehrle). Просто она ассиметричная на 100%, ровно как и Vast. Но игры разделяет пропасть — если Vast, это скорее не самый удачный экспемент, перегруженный лишними правилами и сомнительными механиками, то Root — шедевр игростроения. Но, обо всём по порядку....

15 10 2019 1:29:55

«Anima: Shadow of Omega» — распечатай и играй

Памятка игрока для Anima: Shadow of Omega на английском языке (pdf, 35 Kb...

13 10 2019 20:27:28

Свершилось! На русском появились»Куба» и «Шервудский лес»!

Доступная механика игры достоверно передает все перипетии напряженной борьбы за прибыль между кубинскими плантаторами. Мало заставить батраков обрабатывать поля, надо ещё свести концы с концами после уплаты налогов. И ещё островная экономика зависит от регулярного сбыта произведённых товаров, а шансов пристроить на отходящий сухогруз свою продукцию немного. Однако все невзгоды можно преодолеть – надо просто грамотно использоватьимеющиеся ресурсы....

12 10 2019 14:41:28

Новости TTS. Выпуск 34

Escape from Colditz (1973) – Авторы: Bob Brechin, Brian Degas, Major P.R. Reid M.B.E., M.C. – Тематическая, 2-6 игроков, 108 минут – Card Drafting, Roll / Spin and Move, Simulation – Игроки TTS: 698 – Игроки BGG: 1144 – Список игр на BGG Побег заключённых из фашистского лагеря во время Второй мировой войны....

10 10 2019 0:14:41

Покраска фигурок для «Starcraft». Вторая попытка

При нанесении разведённой краски на миниатюры, она выглядела совершенно по-другому, намного светлее краски неразведённой. Поначалу я даже опасался, что добавил слишком много растворителя и цвет получится излишне светлый. Но оказалось бояться нечего, высохнув, разведённая краска проступала на фигурках точно такого же оттенка. Разведённый коричневый цвет (базовый цвет зергов) был точно таким же коричневым, что и неразведённый. Разве, что, может быть ложился на грунт чуть легче. ...

09 10 2019 8:26:27

Новости Kickstarterа. Выпуск 50

The Few and Cursed – Авторы: Mike Gnade – Тематическая, 1-4 игрока, 55 минут – American West, Comic Book / Strip – Area Movement, Deck / Pool Building – Проект заканчивается: 28 июня – Помощники: 1021 – Список игр на BGG Выживание на обезвоженной Земле будущего....

06 10 2019 19:44:32

Описание игры «До Таллина даллеко?»

Итак, в коробке с игрой мы найдем правила игры, стартовое поле, кучку синих фишечек, синие карточки перерыва, карточки городов Европы и карточки знаменитых европейских достопримечательностей....

05 10 2019 3:34:51

Forbes о настольных играх

В 1996 году старшеклассник Истомин привез из С Ш А, где был на каникулах, карточную игру Magic и показал ее друзьям — Ивану Попову и Алексею Демакову. Наигравшись, они решили придумать свою игру — тоже с фантастическими героями и существами. В карточных играх все персонажи обладают разными свойствами — например, силой защиты или нападения; побеждает тот игрок, кто более умело распорядится ресурсами. Друзья сочинили сценарий, выбрали название « Берсерк», от руки нарисовали карточки. Поступив в разные институты, друзья продолжали играть, создавать новых персонажей и мечтали, что когда-нибудь будут продавать своего « Берсерка» тысячам фанатов. Но Истомин, получив диплом юриста, уехал во Флориду, финансист Демаков устроился в PricewaterhouseCoopers, а Попов решил стать хирургом....

02 10 2019 2:27:42

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::

Стоит ли играть? Какие будут эмоции? Какая игра годится для семейного вечера, а какая - для молодежной вечеринки? Узнайте здесь!