Настольные игры    

«Ордонанс» против «Затерянных городов»

«Ордонанс» против «Затерянных городов»

Источник:

 

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор, в котором сравниваются игры Затерянные города и Ордонанс. Михаил пишет, что это в чём-то схожие игры, которые предъявляют к игрокам разные требования: в Ордонансе нужен расчёт, а в Затерянных городах — хитрость. 

Давненько что-то не выходило у меня сравнительных обзоров… и, как нередко бывает в таких случаях, тема однажды возникла сама собой. Каким образом — об этом в конце, а пока что прошу приветствовать: «Ордонанс» с одной стороны и «Затерянные города» с другой. Да-да, сегодня будет сравниваться игра отечественная против игры зарубежной — да не какой-нибудь зарубежной, а детища монстра игростроения доктора Райнера Книзья. И на всякий случай напоминаю: про «Затерянные города» у меня естьотдельный и подробный обзор.

Игры действительно многим похоже — очень многим, хотя при этом и совсем разные; такой вот парадокс. Сходство начинается уже непосредственно с сеттинга: обе изначально являются дуэльными, то есть по идее рассчитаны на двух соперников, хотя впоследствии были снабжены расширениями правил, позволяющими играть более чем вдвоём.

Обе игры полуабстpaктны. Напомню, под этим термином я подразумеваю ситуацию, когда определённый сюжет заявлен, но пpaктически он почти ничего не значит, и игра может быть «переиначена» под другую легенду с лёгкостью неимоверной. В «Ордонансе» (далее просто “О”) речь идёт о сборе армий крестоносцев, а в «Городах» (далее “ЗГ”) о рискованных экспедициях отважных путешественников, но…

Замените отрядные значки на изображения уличной еды — мороженое, шаурма, шашлык, беляш, гамбургер, — и вместо “О” вы получите игру о магнатах фастфуда, соперничающих за аудиторию жрецов (от слова «жрать») в крупнейших российских городах. 🙂 Даже новые иллюстрации рисовать не надо, достаточно сходить в библиотеку и поднять подшивку журнала «Крокодил» за 1980-е годы, там чуть не в каждом номере критиковали советский общепит с соответствующими карикатурами. 🙂

Точно так же я с лёгкостью трaнcформирую вам “ЗГ” в игру про нефтяных олигархов, бурящих свои скважины в пяти российских регионах. Карты пари можно заменить картами распальцовок. Иллюстрации вообще примитивные можно сделать: на «земляном» фоне вертикальная стальная труба, идущая через чёрные пласты нефти — чем больше число на карте, тем тоньше труба и тем больше нефтяных пластов. Ну, а на коробку можно тиснуть кадр из первой половины фильма «Армагеддон». С Брюсом Уиллисом в роли нефтяника, ага. 🙂

В предыдущем абзаце, кстати, я обыграл особенность оформления «ЗГ»: карты там образуют последовательность не только по порядку номеров. Выложив их по этим номерам одну на другую со смещением, можно получить составное изображение этакой цепочкой. А вот в «О» такой особенности нет, зато иллюстрации на картах рисовал не кто-нибудь, а сам Гюстав Дорé. То есть он их, конечно, рисовал для тpaктата об истории крестовых походов, а здесь они удачно пришлись в тему… или это, наоборот, создатели игры привязали её к понравившимся иллюстрациям? Последний вариант тоже не исключён.

Забавное сходство обеих игр заключается ещё и в том, что обе они имеют (в том или ином виде) игровое поле, и в обоих случаях это поле не нужно. 🙂 Ну, во всяком случае, если играть вдвоём:

В “О” на двоих поле представляет собой линейку, просто выравнивающую пять игровых локаций с двух сторон. В принципе эти пять локаций можно обозначить чем угодно: монетками, спичками, камешками, кубиками-дайсами… Вот если игроков больше двух — тогда конечно. Тогда нужно чётко видеть, где у кого локация с каким номером (и что он в неё положил). Но и здесь можно обойтись дайсами: берём их по пять штук на игрока, кладём у каждого гранями от “1” до “5” вверх, вот вам и локации. Тогда колода карт и победные жетоны очень компактно уместятся в стандартный декбокс.

В “ЗГ” поле помогает игрокам не запутаться с цветами (чтобы с двух сторон всё соответствовало друг другу) и заодно служит местом организованного хранения сброшенных карт. Можно просто вырезать из цветного картона пять прямоугольников в размер карты — жёлтый, синий, белый, зелёный, красный — добавить их к колоде, и игра опять-таки станет заметно компактнее в хранении и переноске.

Итак, в обоих случаях игроки выкладывают карты в пять локаций, соперничая между собой. А вот тут уже начинаются различия в игровой механике!

Во-первых, отличаются задачи выкладки. В “ЗГ” задачей является выложить суммарно как можно больше очков; в “О” — как можно более сильную комбинацию. Комбинации чем-то похожи на покерные: чем больше символов в одном столбце, тем сильнее, и чем правее этот столбец — тем тоже сильнее; учитывается то и другое.

Во-вторых, сильно отличается хаpaктер соперничества за локации. В “ЗГ” любую из карт можно сыграть в свой цвет и только в него. Повторяющихся карт (за исключением карт пари) нету. Каждая локация приносит (или отнимает) очки, причём это влияет только на итоговый счёт. Нет такого понятия, как «победа в локации» — каждый может получить с неё очки. С другой стороны, в “О” много повторяющихся карт, и каждая может быть сыграна в любую локацию. Победу приносит именно число «завоёванных» локаций, и каждое такое завоевание эксклюзивно.

В-третьих, наличие сброса. В “ЗГ” он присутствует (и это ради него введено игровое поле), в “О” нет. То есть, в “ЗГ” можно убрать из руки ненужную карту (и потом, если повезёт, заполучить её назад, буде она вдруг-таки окажется нужной!), а вот в “О” придётся класть её в одну из локаций — возможно, испортив какую-то задумку. А возможно, и наоборот.

Потому что из трёх названных различий игровых механик вытекает отличие в тактике! Основа тактики в “ЗГ” заключается как раз в грамотной работе со сбросом. За его счёт можно сделать многое: потянуть конец партии или в середине попридержать темп (вынудив соперника начать экспедицию со сравнительно старших карт), затеять ранее бесперспективную экспедицию, воспользовавшись чужим дискардом… да мало ли чего. Даже психологически повлиять на противника можно, запоздало сбросив карту, которая очччень бы ему помогла парой ходов раньше. 🙂 А вот в “О” тактика совсем другая: здесь надлежит, грамотно и взвешенно оценивая ситуацию, определить для себя одну-две заведомо невыигрышные локации, и играть в них ненужные карты — да по возможности ещё и так, чтобы противник не сумел распознать этот замысел.

А отсюда — громадная разница в игровой психологии. Если определять её одним словом, то для “ЗГ” надобно будет сказать слово «хитрость», а для “О” слово «расчёт». 🙂 А это разные вещи, ой как разные! И если честно, то лично мне гораздо ближе хитрость… 😉

Ну и наконец, — а что же дальше? В смысле расширяемости игр. В случае с “ЗГ” — пpaктически ничего. Можно разве что приобрести вторую коробку и разложить вариант на четверых. В случае с “О” расширяемость присутствует. Там, конечно, тоже можно играть двойным комплектом более чем вдвоём, но есть и самостоятельное дополнение под названием «Королевства крестоносцев». Оно включает в себя карты приказов (позволяют двигать отряды), карты королевств (модифицируют свойства локаций) и новые карты отрядов (с двумя рядами значков). А есть игровые коробки, которые сразу включают расширенные наборы карт (образец см. в «шапке» этого обзора). И есть ещё «бустеры», включающие несколько случайных карт дополнения — дескать, чего хотите, того и добавляйте. дypaцкая идея на мой взгляд, это всё ж таки ни разу не ККИ…

И ещё остаётся странное послевкусие: на мой взгляд, из этих двух игр имя Райнера Книзья гораздо лучше подходит к много более математичному «Ордонансу». 🙂 Который — именно из-за своей математичности! — нравится мне меньше «Затерянных городов». Ну… хотите математичности от д-ра Р.К. — посмотрите в сторону «BattleLine». 🙂 Который, в общем-то, похож на «Ордонанс» гораздо больше «Городов».

Да, и я обещал рассказать, почему в сравнение напросились именно эти две игры (мягко говоря, отнюдь не новые). Тут всё просто: идея проистекла из разговора о лицензируемости игрового арта и нелицензируемости игровых механик. В порядке хохмы родилась идея вышеописанной локализации «Ордонанса», потом мой собеседник заметил: «хм, пять столбцов карт напротив, похоже кстати на “Затерянные города”…» Локализовали заодно и их тож… ну, а там мысль о сравнении засела в голове, и вот она реализовалась.

Интересно, однако, а не надумает ли кто-нибудь из отечественных игроделов реализовать нечто подобное всерьёз?… 😉



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Десять тезисов о «Кассиопее» после первой партии

Десять тезисов о «Кассиопее» после первой партииДесять тезисов о «Кассиопее» после первой партии...

17 06 2021 0:51:27

В Кирове состоится турнир по «Bang!»

В Кирове состоится турнир по «Bang!» За 2-е место: Bang! и Wild West Show;...

16 06 2021 3:46:38

«Экономикус. Карточная игра». Первый взгляд

«Экономикус. Карточная игра». Первый взгляд Больше всего внимание привлекает именно оранжевый жетон. Он внезапно резиновый(!), что очень положительно сказывается на тактильных ощущениях. Безотносительно нужности и важности для игрового процесса, эту оранжевую штуковину так и тянет помять пальцами. Просто потому, что это прикольно!...

14 06 2021 23:12:54

Предновогодние релизы от «Мира Хобби»

Предновогодние релизы от «Мира Хобби» Space Hulk — Death Angel — карточная кооперативная игра для 1-6 человек 2010 года выпуска. Создана на основе вселенной WarHammer 40K по мотивам Space Hulk и позволяет отряду смельчаков пройтись по тёмным коридорам, в которых скрываются кровожадные генокрады....

13 06 2021 21:13:10

Обзор игры «Carcassonne: The Discovery»

Обзор игры «Carcassonne: The Discovery»Обзор игры «Carcassonne: The Discovery»...

12 06 2021 15:33:25

Galaxy Defenders – распечатай и играй

Galaxy Defenders – распечатай и играй Galaxy Defenders — кооперативная тактическая игра, вдохновение для которой черпалось в культовых научно-фантастических фильмах 80-х и 90-х гг. Игрокам предстоит действовать сообща, чтобы остановить вторжение инопланетян. ...

11 06 2021 10:33:33

Правила настольной игры «Чужой»

Правила настольной игры «Чужой»Правила настольной игры «Чужой»...

09 06 2021 13:43:19

Перевод игры «Bang!» — нужна помощь

Перевод игры «Bang!» — нужна помощьПеревод игры «Bang!» — нужна помощь...

07 06 2021 15:55:34

Santorini. Обзор игры

Santorini. Обзор игры В свой ход вы можете переместить одного из рабочих на свободную клетку, а затем возвести постройку на клетке рядом с этим рабочим. Весь остров представляет собой прострaнcтво – 5×5 клеток, при этом работник может передвинуться только на один блок по горизонтали или вертикали. Каждое здание может достигать в высоту трех блоков, причем высоту можно ограничить, возведя над постройкой купол, тем самым полностью ее заблокировав....

06 06 2021 3:53:14

«Талисман» с дополнениями – распечатай и играй

«Талисман» с дополнениями – распечатай и играй Прошли сотни лет, и земли волшебника, надолго оставшиеся без правителя и защитника, стали еще опаснее, попали во власть чудовищ и неисчислимых бед. До сих пор древняя легенда влечет доблестных героев в эту злосчастную страну. Они сходятся сюда в поисках Короны Повелений и власти над землями Талисмана, но пока никто не смог справиться с этим испытанием. Равнина Риска бела от костей соискателей власти…...

05 06 2021 6:57:39

«Супер Манчкин» — распечатай и играй

«Супер Манчкин» — распечатай и играй«Супер Манчкин» — распечатай и играй...

04 06 2021 11:52:41

Народный отчёт, № 120

Народный отчёт, № 120Народный отчёт, № 120...

03 06 2021 10:47:10

Обзор игры «Цивилизация» (Mare Nostrum)

Обзор игры «Цивилизация» (Mare Nostrum)Обзор игры «Цивилизация» (Mare Nostrum)...

02 06 2021 15:47:17

Бесплатный настольный футбол на бумаге

Бесплатный настольный футбол на бумагеБесплатный настольный футбол на бумаге...

01 06 2021 13:27:36

Итоги 2017 года

Итоги 2017 года В общем, такой «импорт», выпуск иностранных настолок внутри страны, расширяется крайне успешно, и для российских игроков это хорошо. Особенно в свете роста цен на доставку игр из зарубежных интернет-магазинов, и маячащего где-то на горизонте понижения порога цены для закупок из-за рубежа. Уверен, даже если все это будет реализовано, вполне можно будет жить и играть в то, что издают у нас....

31 05 2021 21:57:53

Shear Panic – распечатай и играй

Shear Panic – распечатай и играй Наборы карточек действия одинаковые, на каждой из них схематически изображено действие по перемещению овцы, ряда овец или даже всего стада. Некоторые позволяют оперировать лишь овцой своего цвета, другие — любой овцой....

30 05 2021 20:37:42

«Zombies!!!» появится на XBOX

«Zombies!!!» появится на XBOX«Zombies!!!» появится на XBOX...

28 05 2021 22:20:42

Deus — распечатай и играй

Deus — распечатай и играй Партия заканчивается, когда игроки разберутся со всеми варварами (окружат специальные жетоны строениями) или выставят на поле все фишки храмов....

27 05 2021 11:33:12

Подкаст 066. Беседа с Дмитрием Шугаевым

00:00 — Вступительное слово...

23 05 2021 9:16:24

«Тесере» нужны авторы

«Тесере» нужны авторы Игровая Вкуснятина от Славы Юмина (Зордока)...

22 05 2021 10:29:30

Покусанный Манчкин

Покусанный МанчкинПокусанный Манчкин...

21 05 2021 15:41:19

Бесплатная настольная игра «Worms»

Бесплатная настольная игра «Worms»Бесплатная настольная игра «Worms»...

20 05 2021 1:20:50

Now Boarding — распечатай и играй

Now Boarding — распечатай и играй Скачать материалы для игры Now Boarding...

19 05 2021 4:26:40

«Гага» локализует Sea of Clouds

«Гага» локализует Sea of Clouds В каждом раунде игроки по очереди вскрывают карты Добычи, чтобы заполучить Ром, Реликвии, Предметы и Пиратов. В некоторых раундах, когда корабли пролетают близко друг к другу, соперники вступают в сражение, применяя на пиратов из своей комaнды специальные свойства с целью получить дублоны и грабить награбленное....

18 05 2021 17:28:54

Правила к настольной игре «World of Warcraft» на русском языке

Правила к настольной игре «World of Warcraft» на русском языкеПравила к настольной игре «World of Warcraft» на русском языке...

17 05 2021 20:48:56

Отчёт за неделю с 17 по 23 марта 2008

Отчёт за неделю с 17 по 23 марта 2008Отчёт за неделю с 17 по 23 марта 2008...

16 05 2021 4:51:58

Форум сайта «Настольные игры: Nастольный blog»

Форум сайта «Настольные игры: Nастольный blog»Форум сайта «Настольные игры: Nастольный blog»...

15 05 2021 15:53:48

Печальная статистика

Печальная статистикаПечальная статистика...

14 05 2021 10:34:35

Мой «Настолкэмп-12»

Мой «Настолкэмп-12» ...

12 05 2021 20:17:24

«Ужас Аркхэма» — распечатай и играй

«Ужас Аркхэма» — распечатай и играй Должен сказать что наша комaнда (это Romantic, altark, Dorian  и собсно йа) исправила целый ряд смартовских ляпов на карточках, на поле и жетонах, мы перевели непереведенные названия и локации. Большинство жетонов нестандартных форм были переделаны в квадратные, для удобства порезки. Подборка вышла обьемная, около 500 мб, больше ужимать не хотелось, дабы не потерять качество....

11 05 2021 15:14:53

В этом году «Claustrophobia» обзаведётся дополнением

В этом году «Claustrophobia» обзаведётся дополнениемВ этом году «Claustrophobia» обзаведётся дополнением...

10 05 2021 12:18:13

Новости Kickstarterа. Выпуск 22

Новости Kickstarterа. Выпуск 22 – Hand Management. Trading...

09 05 2021 11:59:47

Народный отчёт, № 201

Народный отчёт, № 201Народный отчёт, № 201...

08 05 2021 7:11:13

Мёртвый сезон: Перекрёстки и Долгая ночь – распечатай и играй

Мёртвый сезон: Перекрёстки и Долгая ночь – распечатай и играй Долгая ночь – Самодостаточная игра, совместимая с Dead of Winter: A Crossroads Game. (Дополнение оказалось настолько большим, что разработчики решили сделать его самостоятельным продуктом.) Точных сведений по игре пока нет. Предположительно в коробку войдут 20 новых персонажей, колония с возможными апгрейдами, карты для уже существующих колод, колода событий, 7 двусторонних полей локаций, новые зомби, бандиты и налётчики, а также жетоны нового состояния «Отчаяние». Также ранее сообщалось, что дополнение привнесёт несколько новых механик....

06 05 2021 20:33:54

Отзыв об игре «Survive: Escape from Atlantis»

Отзыв об игре «Survive: Escape from Atlantis» Сейчас объясню, почему я решил, что эта игрушка не для меня. Видите ли, есть у меня такая особенность — слишком простые игры мне не нравятся. А слишком простыми мне, в том числе, кажутся настолки, в которых нужно выполнять однообразные действия. Сюда относится и выкладывание тайлов в Каркассоне, и выставление кубиков на карту в Hansa Teutonica. Так что, боюсь точно такое же впечатление на меня произведёт и Survive. При случае, я, конечно, с удовольствием сыграю в эту настолку, но приобретать её вслепую точно не буду....

04 05 2021 21:31:27

«Звезда» выпускает «Короля кувшинок»

«Звезда» выпускает «Короля кувшинок» Сейчас готовится к печати замечательная семейная игра “Король Кувшинок” (Bullfrogs), ранее она издавалась в Америке и Европе, а ее жизнь началась с Кикстартера в 2014 году....

03 05 2021 6:21:43

Фотографии «Down Under»

Фотографии «Down Under» Вот и сами тайлы. Они бывают двух видов: "перекрёстки" и "повороты". На каждом тайле изображено два "участка" дороги, один выделен цветом, а второй — серый. В ходе игры нужно выкладывать тайлы, продолжая дорогу своего цвета. Задача — построить максимально длинную "трассу". Можно также играть по усложнённому варианту правил, в котором игроки получают дополнительные очки за животных на своей дороге....

02 05 2021 11:25:46

Топ. Сентябрь 2017

Топ. Сентябрь 2017 В игре Chimera Station игроки управляют работниками-инопланетянами, которых можно улучшать. Игра-головоломка Triplock заставляет одного или двух игроков в течение 15 минут пытаться разгадать секрет очередного хитроумного замка....

01 05 2021 17:31:58

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::