«Ордонанс» против «Затерянных городов» > Настольные игры
Настольные игры    

«Ордонанс» против «Затерянных городов»

«Ордонанс» против «Затерянных городов»

Источник:

 

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор, в котором сравниваются игры Затерянные города и Ордонанс. Михаил пишет, что это в чём-то схожие игры, которые предъявляют к игрокам разные требования: в Ордонансе нужен расчёт, а в Затерянных городах — хитрость. 

Давненько что-то не выходило у меня сравнительных обзоров… и, как нередко бывает в таких случаях, тема однажды возникла сама собой. Каким образом — об этом в конце, а пока что прошу приветствовать: «Ордонанс» с одной стороны и «Затерянные города» с другой. Да-да, сегодня будет сравниваться игра отечественная против игры зарубежной — да не какой-нибудь зарубежной, а детища монстра игростроения доктора Райнера Книзья. И на всякий случай напоминаю: про «Затерянные города» у меня естьотдельный и подробный обзор.

Игры действительно многим похоже — очень многим, хотя при этом и совсем разные; такой вот парадокс. Сходство начинается уже непосредственно с сеттинга: обе изначально являются дуэльными, то есть по идее рассчитаны на двух соперников, хотя впоследствии были снабжены расширениями правил, позволяющими играть более чем вдвоём.

Обе игры полуабстpaктны. Напомню, под этим термином я подразумеваю ситуацию, когда определённый сюжет заявлен, но пpaктически он почти ничего не значит, и игра может быть «переиначена» под другую легенду с лёгкостью неимоверной. В «Ордонансе» (далее просто “О”) речь идёт о сборе армий крестоносцев, а в «Городах» (далее “ЗГ”) о рискованных экспедициях отважных путешественников, но…

Замените отрядные значки на изображения уличной еды — мороженое, шаурма, шашлык, беляш, гамбургер, — и вместо “О” вы получите игру о магнатах фастфуда, соперничающих за аудиторию жрецов (от слова «жрать») в крупнейших российских городах. 🙂 Даже новые иллюстрации рисовать не надо, достаточно сходить в библиотеку и поднять подшивку журнала «Крокодил» за 1980-е годы, там чуть не в каждом номере критиковали советский общепит с соответствующими карикатурами. 🙂

Точно так же я с лёгкостью трaнcформирую вам “ЗГ” в игру про нефтяных олигархов, бурящих свои скважины в пяти российских регионах. Карты пари можно заменить картами распальцовок. Иллюстрации вообще примитивные можно сделать: на «земляном» фоне вертикальная стальная труба, идущая через чёрные пласты нефти — чем больше число на карте, тем тоньше труба и тем больше нефтяных пластов. Ну, а на коробку можно тиснуть кадр из первой половины фильма «Армагеддон». С Брюсом Уиллисом в роли нефтяника, ага. 🙂

В предыдущем абзаце, кстати, я обыграл особенность оформления «ЗГ»: карты там образуют последовательность не только по порядку номеров. Выложив их по этим номерам одну на другую со смещением, можно получить составное изображение этакой цепочкой. А вот в «О» такой особенности нет, зато иллюстрации на картах рисовал не кто-нибудь, а сам Гюстав Дорé. То есть он их, конечно, рисовал для тpaктата об истории крестовых походов, а здесь они удачно пришлись в тему… или это, наоборот, создатели игры привязали её к понравившимся иллюстрациям? Последний вариант тоже не исключён.

Забавное сходство обеих игр заключается ещё и в том, что обе они имеют (в том или ином виде) игровое поле, и в обоих случаях это поле не нужно. 🙂 Ну, во всяком случае, если играть вдвоём:

В “О” на двоих поле представляет собой линейку, просто выравнивающую пять игровых локаций с двух сторон. В принципе эти пять локаций можно обозначить чем угодно: монетками, спичками, камешками, кубиками-дайсами… Вот если игроков больше двух — тогда конечно. Тогда нужно чётко видеть, где у кого локация с каким номером (и что он в неё положил). Но и здесь можно обойтись дайсами: берём их по пять штук на игрока, кладём у каждого гранями от “1” до “5” вверх, вот вам и локации. Тогда колода карт и победные жетоны очень компактно уместятся в стандартный декбокс.

В “ЗГ” поле помогает игрокам не запутаться с цветами (чтобы с двух сторон всё соответствовало друг другу) и заодно служит местом организованного хранения сброшенных карт. Можно просто вырезать из цветного картона пять прямоугольников в размер карты — жёлтый, синий, белый, зелёный, красный — добавить их к колоде, и игра опять-таки станет заметно компактнее в хранении и переноске.

Итак, в обоих случаях игроки выкладывают карты в пять локаций, соперничая между собой. А вот тут уже начинаются различия в игровой механике!

Во-первых, отличаются задачи выкладки. В “ЗГ” задачей является выложить суммарно как можно больше очков; в “О” — как можно более сильную комбинацию. Комбинации чем-то похожи на покерные: чем больше символов в одном столбце, тем сильнее, и чем правее этот столбец — тем тоже сильнее; учитывается то и другое.

Во-вторых, сильно отличается хаpaктер соперничества за локации. В “ЗГ” любую из карт можно сыграть в свой цвет и только в него. Повторяющихся карт (за исключением карт пари) нету. Каждая локация приносит (или отнимает) очки, причём это влияет только на итоговый счёт. Нет такого понятия, как «победа в локации» — каждый может получить с неё очки. С другой стороны, в “О” много повторяющихся карт, и каждая может быть сыграна в любую локацию. Победу приносит именно число «завоёванных» локаций, и каждое такое завоевание эксклюзивно.

В-третьих, наличие сброса. В “ЗГ” он присутствует (и это ради него введено игровое поле), в “О” нет. То есть, в “ЗГ” можно убрать из руки ненужную карту (и потом, если повезёт, заполучить её назад, буде она вдруг-таки окажется нужной!), а вот в “О” придётся класть её в одну из локаций — возможно, испортив какую-то задумку. А возможно, и наоборот.

Потому что из трёх названных различий игровых механик вытекает отличие в тактике! Основа тактики в “ЗГ” заключается как раз в грамотной работе со сбросом. За его счёт можно сделать многое: потянуть конец партии или в середине попридержать темп (вынудив соперника начать экспедицию со сравнительно старших карт), затеять ранее бесперспективную экспедицию, воспользовавшись чужим дискардом… да мало ли чего. Даже психологически повлиять на противника можно, запоздало сбросив карту, которая очччень бы ему помогла парой ходов раньше. 🙂 А вот в “О” тактика совсем другая: здесь надлежит, грамотно и взвешенно оценивая ситуацию, определить для себя одну-две заведомо невыигрышные локации, и играть в них ненужные карты — да по возможности ещё и так, чтобы противник не сумел распознать этот замысел.

А отсюда — громадная разница в игровой психологии. Если определять её одним словом, то для “ЗГ” надобно будет сказать слово «хитрость», а для “О” слово «расчёт». 🙂 А это разные вещи, ой как разные! И если честно, то лично мне гораздо ближе хитрость… 😉

Ну и наконец, — а что же дальше? В смысле расширяемости игр. В случае с “ЗГ” — пpaктически ничего. Можно разве что приобрести вторую коробку и разложить вариант на четверых. В случае с “О” расширяемость присутствует. Там, конечно, тоже можно играть двойным комплектом более чем вдвоём, но есть и самостоятельное дополнение под названием «Королевства крестоносцев». Оно включает в себя карты приказов (позволяют двигать отряды), карты королевств (модифицируют свойства локаций) и новые карты отрядов (с двумя рядами значков). А есть игровые коробки, которые сразу включают расширенные наборы карт (образец см. в «шапке» этого обзора). И есть ещё «бустеры», включающие несколько случайных карт дополнения — дескать, чего хотите, того и добавляйте. дypaцкая идея на мой взгляд, это всё ж таки ни разу не ККИ…

И ещё остаётся странное послевкусие: на мой взгляд, из этих двух игр имя Райнера Книзья гораздо лучше подходит к много более математичному «Ордонансу». 🙂 Который — именно из-за своей математичности! — нравится мне меньше «Затерянных городов». Ну… хотите математичности от д-ра Р.К. — посмотрите в сторону «BattleLine». 🙂 Который, в общем-то, похож на «Ордонанс» гораздо больше «Городов».

Да, и я обещал рассказать, почему в сравнение напросились именно эти две игры (мягко говоря, отнюдь не новые). Тут всё просто: идея проистекла из разговора о лицензируемости игрового арта и нелицензируемости игровых механик. В порядке хохмы родилась идея вышеописанной локализации «Ордонанса», потом мой собеседник заметил: «хм, пять столбцов карт напротив, похоже кстати на “Затерянные города”…» Локализовали заодно и их тож… ну, а там мысль о сравнении засела в голове, и вот она реализовалась.

Интересно, однако, а не надумает ли кто-нибудь из отечественных игроделов реализовать нечто подобное всерьёз?… 😉



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


«Супер Манчкин» — распечатай и играй

«Супер Манчкин» — распечатай и играй«Супер Манчкин» — распечатай и играй...

24 09 2021 8:14:30

Материалы для игры «Остаться в живых»

Материалы для игры «Остаться в живых» Скачать правила карточной игры Oстаться в живых (doc, 35 Kb)...

22 09 2021 9:32:44

The Grimm Forest — распечатай и играй

Добавлено 2 варианта перевода, полный и с оригинальными названиями карт. Спасибо wait и builin за помощь в поиске материалов....

21 09 2021 5:28:17

Впечатления от игры «Steam»

Впечатления от игры «Steam» Роль №5 позволяет пополнять ресурсами города....

19 09 2021 12:23:25

Новшества во втором издании «Игры престолов»

Новшества во втором издании «Игры престолов»Новшества во втором издании «Игры престолов»...

18 09 2021 0:12:25

Codenames: Duet выйдет в России

Codenames: Duet выйдет в России Серия Codenames не стоит на месте, а это значит что совсем скоро мы порадуем фанатов игры ее новой версией! Встречайте, кооперативный вариант игры для двоих — Codenames Duet....

17 09 2021 3:11:53

Hanamikoji – распечатай и играй

Hanamikoji – распечатай и играй Скачать материалы для игры Hanamikoji...

16 09 2021 14:16:45

Neon Genesis Evangelion: Card Game – распечатай и играй

Сделано: перевод правил и перевод части карт в высоком качестве. Сделал перевод 72 карт из всего набора (1 и 2 пака стартового набора+бустеров). Карты перерисовал с нуля, сделав скриншоты из сериала и фильмов и проставив на картах тайминги фраз и картинок. Можно сыграть вдвоём/втроём за Рей/Синдзи/Аску, а для игры втроём, нужно сделать по несколько копий (по правилам можно сделать до 3 копий каждой карты)....

15 09 2021 9:27:54

Опознайте игру

Опознайте игру...

11 09 2021 14:50:35

Памятка по игре Fog of War

Памятка по игре Fog of War Либо: для победы к концу 1944 г. Ось должна захватить 2 территории, указанные на картах тайных целей, иначе побеждают Союзники....

10 09 2021 8:45:20

Мини-обзор от владельца Gloomhaven и Kingdom Death

Мини-обзор от владельца Gloomhaven и Kingdom Death Мои впечатления можно выразить так: мило, интересно и местами интригующе....

09 09 2021 20:17:20

26 февраля — 4 марта 2018. Кодовые имена. Дуэт

 26 февраля — 4 марта 2018. Кодовые имена. Дуэт Правда, пpaктика показывает, что на отдыхе как-то не до настолок. Всё время хочется то на пляж, то вкусно покушать, то куда-нибудь на экскурсию. В общем, развлечений и так хватает, тем более, отпуск бывает редко, а в настолки и в обычной жизни можно поиграть. Но в этот раз немного получилось, причём на пляже....

08 09 2021 22:27:30

Tong – распечатай и играй

Tong – распечатай и играй Языконезависимая игра для 1-2 игроков....

07 09 2021 0:33:32

Хоумрулы для «Ван Хельсинга»

Аутентичность. Привязка уникальных особенностей к каждому герою. Так граф может выбрасываться в окно на любом этаже и заходить на другом (полёт), добряки могут распределять вещи только так, как изображено на миниатюрах (а остальные расписать, кому – что). Плюс воздействие вампирского очарования невест графа на мужчин, а самого графа на леди. Тут либо «режутся»  броски на попадание, либо делается проверка на ненападение. Входит Хелсинг в комнату и обнаруживает там невесту и не вгоняет ей кол в сердце, а так мило беседует (пытается выяснить, вампир ли она)....

06 09 2021 2:20:28

Tsuro в дополненной реальности

Tsuro в дополненной реальности...

04 09 2021 14:54:19

Возможный оффтопик

Возможный оффтопик Что думаете? Стоящая идея? Интересно ли кому-нибудь будет читать мои мысли о кино и литературе?...

03 09 2021 21:24:34

Сольный «Мёртвый сезон»

Сольный «Мёртвый сезон» Также, если текущий раунд – делящий общее число раундов на две части, раздайте каждому из фальшивых игроков по карте целей из сформированной ранее стопки. Те, кому досталась цель предателя, играют сами за себя и если им выпало действие атаки (о нем ниже), то они должны атаковать других выживших с помощью зомби-кубика, если это возможно....

02 09 2021 22:10:22

Платные переводы игр: попытка номер раз

Я как на зло находился в отпуске и участие в дискуссии принять не успел (мой поздний комментарий врядли был кем-то увиден). ...

30 08 2021 11:31:10

Fallout — распечатай и играй

Fallout — распечатай и играй Выбирая с помощью нескольких локаций, выложенных в виде глобальной карты, игроки должны определиться, будут ли работать сообща, либо индивидуально исследовать таинственные регионы, лежащие перед ними. По пути каждый игрок столкнётся со множеством вариантов, решая, получить опыт или драгоценные крышечки; заполучить снаряжение или дружественно настроенных компаньонов, а также продвигаться по основному сюжету или отсиживаться в убежищах. ...

29 08 2021 18:58:46

Москва: игротека для самых маленьких

Москва: игротека для самых маленькихМосква: игротека для самых маленьких...

28 08 2021 3:39:35

Рецензия на игру «Магдар»

Рецензия на игру «Магдар» Куда обиднее, что пластиковые подставки для Магдара и Входа в Пещеру имеют в основании круглую форму, притом что отверстия в лежбище и преддверии вырезаны под квадратную. Из-за этого конструкция становится неустойчивой, и несчастный демон норовит плюхнуться всякий раз, как кто-то заденет стол. Конечно, эти компоненты можно и вовсе оставить лежать в коробке, но удовольствия от игры от этого не добавляется....

27 08 2021 8:41:21

Фотографии игры «Tokugawa»

Фотографии игры «Tokugawa» Также в коробке лежат две коробочки с фишками синего и коричневого цветов. Среди них — большие и маленькие диски, корабли, а также пара "домиков". Возможно, на эти фишки также нужно наклеивать наклейки....

26 08 2021 14:32:41

PrintFun. Принтер жжот!

PrintFun. Принтер жжот!PrintFun. Принтер жжот!...

25 08 2021 7:13:13

Впечатления от игры «Thunderstone»

Впечатления от игры «Thunderstone» В «Громовом Камне» ничего такого нет. Там сpaбатывают все действия, указанные на картах. Поэтому ход намного более детерминирован. Весь выбор делается между деревней/пещерой, да ещё нужно будет решать, какие из опциональных эффектов применять, а какие нет. (В основном это выбор типа «если я затрэшу эту карту, то получу ещё несколько карт или — реже — несколько монет»). И что совершенно возмутительно, есть лишь одна карта, дающая дополнительную покупку («Barkeep»). Для сравнения, в базовом «Доминионе» таких карт четыре («Council Room», «Festival», «Market», «Woodcutter»)....

24 08 2021 15:10:21

«Генералы» приходят в Россию

«Генералы» приходят в Россию В общем, игра очень хорошая. Держу кулаки, чтобы она хорошо себя показала в продаже, чтобы вслед за базовым набором для неё выпустили и оба существующих на сегодняшний день дополнения. Если кто ещё не играл в «Генерала» – попробуйте. Игра очень хороша. Разве не всегда получается собрать 6 человек, но это того стоит. Поверьте!...

23 08 2021 17:31:34

Обзор игры «Дpaкула»

Обзор игры «Дpaкула»Обзор игры «Дpaкула»...

22 08 2021 5:29:52

Обзор настольной игры «Турн и Таксис: Королевская почта»

Обзор настольной игры «Турн и Таксис: Королевская почта»Обзор настольной игры «Турн и Таксис: Королевская почта»...

21 08 2021 17:11:49

Quo vadis? Обзор настольной игры Glory to Rome

Quo vadis? Обзор настольной игры Glory to Rome Ночь с 18 на 19 июля 64 года н.э. вошла в историю как Magnum Incendium Romae («Большой пожар Рима») — всё началось с торговых лавок, что были неподалеку от Большого цирка, затем огонь перекинулся на другие здания, а к утру горел почти весь Вечный город. Пожар бушевал чуть ли не неделю и в итоге полностью сгорели одиннадцать из четырнадцати кварталов Рима....

20 08 2021 8:45:40

The Ruin of Thandar Campaign Deck. Обзор набора кампании для Hero Realms.

The Ruin of Thandar Campaign Deck. Обзор набора кампании для Hero Realms. Я не фанат RPG, но читал достаточно фэнтези, чтобы быть знакомым с основными действующими лицами: люди, орки, эльфы и т.д....

18 08 2021 8:27:37

«Fantasy Flight Games» приобрела права на настольные Звёздные войны

«Fantasy Flight Games» приобрела права на настольные Звёздные войны«Fantasy Flight Games» приобрела права на настольные Звёздные войны...

17 08 2021 20:26:16

Планы «Правильных игр» на 2011 год

Планы «Правильных игр» на 2011 год  2. Серия Загадка Леонардо будет переиздана в наших новых коробках....

16 08 2021 0:59:54

«Дремучий лес» — распечатай и играй

«Дремучий лес» — распечатай и играй Вообще-то, Дремучий лес — не очень интересная игра. Она довольно плохо сбалансирована, есть множество претензий к правилам, концовка партии, как правило, затягивается сверх меры. Тем не менее — это одна из немногих отечественных ролевых игр, которая кому-нибудь может даже понравится. Поэтому рекомендую всем опробовать эту игру и составитьо ней собственное мнение....

15 08 2021 3:27:40

Бесплатная настольная игра «For Sale»

Бесплатная настольная игра «For Sale» Скачать колоду чеков....

13 08 2021 10:16:17

Древнеирландские настолки

Древнеирландские настолки Правила брандуба почти не отличаются от канонического варианта хнетфатфла. Фишки одного игрока расставлены в центре поля вокруг «короля», другого – сгруппированы в четыре отряда по периметру. Фишки перемещаются, как ладьи в шахматах, но с дальностью хода есть разночтения: поскольку правила брандуба как таковые до нас не дошли, то по одной из версий, ходить можно только на одну клетку, а по другим – без ограничений дальности....

12 08 2021 4:54:59

Обзор Dark souls: ещё одно «чудо» Кикстартера

Обзор Dark souls: ещё одно «чудо» Кикстартера Разработчики игры постарались придать своему детищу ощущение стpaxa и давления, которого иногда так недостаёт компьютерным играм. Они хотели сделать игру «трудной, но справедливой», так, чтобы фанаты разнесли по всему миру это, как основную фишку игры. И знаете, при хорошей пpaктике и (большом) терпении каждый сможет справляться с испытаниями в Dark Souls. Конечно, было бы очень трудно (если не сказать невозможно) перенести такую масштабную видеоигру в настольный формат, поэтому разработчики пошли стандартным путём, сделав данжн-кроулер с боями на кубиках....

10 08 2021 3:21:38

Фотографии игры «Небоскрёбы»

Фотографии игры «Небоскрёбы» Правила игры. Напечатаны на хорошей бумаге и, что немаловажно — вполне читабельным шрифтом с вменяемыми междустрочными интервалами. Я очень давно хотел, чтобы Звезда отказалась от шрифта с засечками с минимальными отступами между строчек, из-за которых буквы буквально наползали друг на друга. В Небоскрёбах правила выглядят отлично....

09 08 2021 6:21:16

ZoRDoK запустил собственный сайт о настолках

ZoRDoK запустил собственный сайт о настолках Теперь о том, зачем (коронный вопрос) ещё один сайт многострадальному настольному рунету. Задачи-минимум:...

08 08 2021 14:31:33

Магазин «Единорог» становится издательством

Магазин «Единорог» становится издательством ?? Первые пять дней кампании можно будет взять обе коробки вместе по максимально вкусной цене — 2 990 рублей....

07 08 2021 18:52:14

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::