Обзор «Воздушный бой» («Dogfight» 1962 года издания)
Читатель по имени Дмитрий прислал мне собственный обзор игры Dogfight, настольного воздушного боя, которому скоро стукнет полвека. Несмотря на столь солидный возраст, по словам Дмитрия игра очень даже ничего, не говоря уже о том, что она прекрасно сохранилась.
Иногда приходится слышать мнение, что какой смысл писать обзоры не по новинкам. Сегодня я попытаюсь ответить на этот вопрос обзором игрушки, которой уже полстолетия.
Моя коллекция игр уверенно зависла возле отметки в 30 коробок. Я нахожу сложным делом хранить множество игрушек — тем более что нет ни времени на них всех, ни желания играть во все, ни даже сил запоминать правила для всех. Поэтому лишние я распродаю. Когда-то я думал что лучше всего играми меняться. На пpaктике же оказалось, что это маловероятно — я до сих пор не обменял ни одной игры, а продал штук 30 наверное.
И вот недавно случилось невероятное — я не просто получил предложение на обмен (такие случаи уже бывали), но и согласился на него. Причем обмен произошел через океан, что требует определенных затрат для совершения.
Среди полученных мной игр, одна заслуживает отдельного разговора — это игра 1962 года издания под названием "Dogfight". Но дело тут не просто в сроках давности. Сегодня я смотрю на эту игру и задаю себе вопрос — какого хрена делали настольные игры (варгeймы в частности) последние пол века? Вообще-то я знаю ответ, но вернусь к нему позже.
Первое впечатление об игре можно составить уже по ее коробке… Наверное так выглядели советские монополии, хотя я давно уже не держал таковых в руках — большая продолговатая и неглубокая коробка из мягкого картона. Добавьте к этому 50 лет жизни… Мне самому куда меньше, и я видел во что превращаются некоторые игры всего за парочку лет. Сверху еще приплюсуйте последнее путешествие на 10 000 километров. А внутри еще встречает черно-белый рулбук, напоминающий качеством современную ксерокопию, вставки из белого (или даже серого) картона, да колода карт, качеством вряд ли лучше тех, что я печатал на днях на своем принтере.
И вот в этой коробке, в совершенно первозданном виде (!) лежит приличных размеров игровая доска, сложенная втрое, и раскрашенная ничуть не хуже самых современных новинок. А по ней должны совершать свои боевые вылеты пластиковые бипланы немецких и американсих эскадрилий, общим количеством 12 штук — каждый собирается из 3 частей.
Изучив еще немного правила — которые можно назвать легкими (на несколько страниц), я отметил у себя странное чувство. Внешний вид игры и частично игровой процесс напомнили мне о советской игре "Воздушный бой". Там также поле было расчерчено в клеточку, у каждого игрока также было два аэродрома прикрытые зенитками, и игроки в свой ход также передвигали ровно по 2 самолета — по одному с каждого своего аэродрома. Может ли такое сходство быть случайностью? У меня есть сомнения, хотя сходства на этом заканчиваются, а отличий намного больше.
Итак, цель игры — уничтожить все самолеты противника. У каждого игрока на старте по 2 аэродрома, и на каждом по 3 самолета. Но в воздухе может находится не более чем по 1 самолету с каждого аэродрома, тоесть получается максимум 4 одновременно. Игроки по очереди передвигают все свои самолеты в воздухе, бросив 2d6 и двигая один самолет на показания одного кубика, а второй — на показания другого (Вспоминаем Kingsburg?). При передвижении не дозволяется повернуть резко на 180 градусов и пролетать через другие самолеты.
Цель маневрирования — подлететь вплотную к вражескому самолету с одной из четырех сторон света и нажать на гашетку. Понятно что когда вы в "зоне долетания", вам нужен либо чет, либо нечет, чтобы выйти на позицию, но при 2 кубиках у вас шансы не меньше чем три из четырех — тоесть кубики погоды обычно не делают. Однако чтобы определить результат стрельбы нужно вернуться к моменту взлета с аэродрома (!).
Каждый пилот перед взлетом получает "в руку" 4 карты, которые символизируют его умения и боезапас. Атакующие карты отличаются силой от 1 до 5, а оборонительные — Уклонения и Петли — помогают при атаках с фланга или тыла. Вобщем если вы решились на лобовую атаку — победит тот, у кого карта атаки сильнее. Если зайдете с боку — противник может увернуться. Ну а если попробуете с тыла, то рискуете нарваться на петлю и словить очередь в ответ. Когда пилот взлетает, он конечно знает свои карты и может как-то планировать свои действия.
Тут я сделаю отступление. Правила игры по сегодняшним меркам изложены довольно топopно. И я не на 100% уверен в механике передвижения самолетов. Вроде бы там утверждается, что в конце хода самолет можно развернуть в любую из четырех сторон. И вроде бы даже не важно как ваш самолет развернут в начале хода — лететь можно хоть ровно назад. С другой стороны на коробке приводятся примеры передвижений, по которым складывается впечатление, что самолет не может лететь прямо назад никогда (а не только в середине хода), и что он всегда развернут по направлению своего движения.
Разница между этими двумя вариантами имеет некоторое значение. В ситуации когда я в одной клетке от врага, в первом случае мне нужно выбросить 1, 3 или 5, чтобы выйти на позицию атаки. Причем при тройке я смогу зайти уже с трех разных сторон, а при пятерке — вообще с любой. Тоесть направление движения бипланов почти не имеет значения — с какой стороны захочу, с такой и нападу, либо не смогу никак. Во втором же случае, при единице я смогу напасть только с одного направления и только если я не улетал прочь до этого, при тройке вообще не смогу, а при пятерке смогу совершить маневр, но вряд ли буду иметь возможность выйти на позицию больше чем с двух сторон. Тоесть положение и направление полета самолетов значительно влияет на вероятность того, откуда можно нападать, и это выглядит гармонично с карточной механикой боя.
Действия противника во время боя можно предвидеть наблюдая за выходом карт из игры. Например если обе пятерки у него уже вышли, то других не будет пока колода не перетасована. Если вашему пилоту пришли плохие карты, можно перелететь линию фронта и вернуться на "дозаправку", прикрывая в пути свои слабые стороны огнем зениток или краем карты, или отвлекая врага напарником. Вовремя возвращаться на дозаправку бывает вообще полезно. Очень важно сбить вражеский самолет — за это дают титул аса, тоесть +2 карты в руку на дозаправке. Двойной ас получит целых 8 карт, что сделает его почти неуязвимым.
Конечно надо использовать свои самолеты совместно, прикрывая друг друга. Например если пара зайдет в хвост противнику и тот сделает петлю, то он всеравно получит еще очередь от ведомого, от которой уже и не всегда и титул спасет. Наконец всегда можно рискнуть, и под обстрелом зениток попытаться сбить самолеты прямо на земле. Это особенно полезно для добивания асов вернувшихся на дозаправку. А если враг вдруг развернулся и дал деру на свою территорию… Это у него боезапас закончился, или он намеренно подставляет хвост приготовив петлю?
Вобщем получается несложный варгeйм с заметной долей случая, но в котором есть и над чем подумать. И оформление — отличное (неигровые компоненты не в счет). Но более всего меня удивила карточная механика боя.
Но в самом ли деле стоит удивляться. В этой же серии (American Heritage) вышло несколько не менее удачных игр — Broadside, Skirmish, Battle-cry. Конечно сегодня о них мало кто слышал. Но зато многие знают такие названия как Civilization и Magic Realm — а им уже лет по 30.
Так я обещал рассказать что думаю о 50 годах развития настолкостроения… Ну несомнено повысился ассортимент настолок. Стало больше игр и дизайнеров, стало больше издателей и покупателей. Стало больше возможностей для всех. Это и есть главный итог. Однако стало ли проще найти свою иголку в стоге сена?
Варгeйм во вселенной "Вавилон 5". Строительство флота, контроль территорий, дипломатия. Возможно интересно, но слишком много английских букв. Всем фанатам посвящается....
15 08 2022 13:33:50
Там мы дружно поднимим кружки за мир, за хобби, за правильные игры, и за нас всех, немножечко cyмacшедших!...
14 08 2022 22:17:11
Как же выполняются действия? Да очень просто. У каждого игрока есть персональный планшет, где обозначены несколько возможных действий. Логика такая: в нижней части указано какие работники необходимы, чтобы выполнить действие. В верхней – его эффект. Разнообразие действий невелико: можно добывать новых рабочих (их, к слову, в игре 5 видов плюс монах-джокер), можно добывать очки, можно двигать фишку свою торговца по общему игровому полю. Важно, что для выполнения действия нужен полный набор подходящих работников. Если у вас, скажем, четыре человека, а для действия потребовались только трое, неиспользованный рабочий никуда не пропадает и остаётся в вашем распоряжении на следующий ход. И ещё по ходу партии можно будет «расширять» свой планшет и получить доступ к другим действиям....
13 08 2022 8:45:47
Это приключенческая настольная игра о группе героев, которая сражается со злом или просто ищет редкие артефакты и прочие сокровища. Возможен соло режим. А вообще играть могут довольно много людей, 5-6 достаточно комфортно. Знаю, что жанр не нов, но всё же хотелось что-то такое сделать, чтобы душу грело ...
09 08 2022 1:24:47
PS: Когда появится локализованная версия Pandemic по-прежнему неизвестно....
08 08 2022 17:57:12
В свой ход у вас есть немного очков действия, которые можно потратить на перемещение, атаку или поиск вещей. Можно поделиться ими с другими игроками. Так же есть возможность собирать выживших. После того, как все игроки сделали ход, зомби атакуют. Выживших они атакуют в первую очередь, чтобы обратить из в себе подобных, затем набрасываются на игроков, нанося увечья. Если у игрока кончается здоровье, то он умирает и проигрывают все....
07 08 2022 2:45:21
В Eclipse каждый игрок возглавляет космическую цивилизацию и старается сделать её самой могучей и известной. Но на этом пути имеется множество препятствий – какие-то части галактики уже заняты могущественными Древними, а в остальных зародились другие развивающиеся империи, также вынашивающие планы по галактическому доминированию....
06 08 2022 16:53:15
Среди полученных мной игр, одна заслуживает отдельного разговора — это игра 1962 года издания под названием "Dogfight". Но дело тут не просто в сроках давности. Сегодня я смотрю на эту игру и задаю себе вопрос — какого хрена делали настольные игры (варгeймы в частности) последние пол века? Вообще-то я знаю ответ, но вернусь к нему позже....
05 08 2022 16:14:55
Геностиллеры чем то напоминают чужих или зергов из стpaкрафта. Их значительно больше, но они могут воевать только в ближнем бою, в то время, как десантники могут стрелять, что позволяет удерживать дистанцию и снижать риск участия в рукопашной. Боевая система представлена кубиками. Десантники хорошо стреляют, но в рукапашной просто снеговики по сравнению с геностиллерами один кубик против трех. Единственное это сержант, у которого в рукапашной есть дополнительный бонус. В игре еще присутствует ряд специальных правил: перехват хода, выбор специального поведения десантника на период хода противника (позволяет десантнику реагировать на действия геностиллеров), условия непрерывного огня и т.п. Грамотное использование этих моментов, ключ к победе десантника. ...
03 08 2022 17:36:20
Четвёртое. Наконец, в выходные произошло ещё одно не очень приятное событие. Когда я получал посылки, мне сообщили, что для меня было ещё одно отправление, которое я не успел забрать, в связи с чем оно ушло назад. Уже потом я нашёл почтовое извещение и на нём, к счастью, было обозначено, что это не посылка, а какое-то письмо от какой-то компании. ...
02 08 2022 10:41:23
Количество игроков: 1-2
Возраст : 10+
Время партии: 30-40 мин....
31 07 2022 14:14:39
Эти сражения разыгрываются на совершенно новом игровом поле по собственным правилам...
30 07 2022 16:36:34
Есть вариант по 4 карты на листе (33 листа).
И вариант с 6 картами (полноразмерными) на листе (22 листа).
Варианты отличаются названием 4х33 или 6х22....
28 07 2022 15:59:28
Сделать этом можно прочитав пару страниц (первая, вторая) из ветки Форума Ролемансера, посвящённой этой игре...
27 07 2022 14:37:47
Ну что? Узнали? Из всех этих "шмоток", боёв, "прокачек" и ловушек, а также колод засад и наград во все стороны торчат уши кого? Правильно — Манчкина! Перед нами ничто иное, как "творческая переработка" известнейшей игры Стива Джексона. Тут тоже можно и нужно мочить монстров, хапать сокровища и подставлять друзей. Только делать это нужно чуть-чуть по-другому, и ещё в игру добавляется некое подобие игрового поля — те самые шесть локаций....
22 07 2022 8:26:38
В чём же соревнуются игроки? Естественно, в набирании победных очков. Самый крупный их источник – эти выложенные игроками наборы. Чем крупнее собранный набор, тем больше очков он даёт игроку: 0 очков – за набор, состоящий из 1 карты, 1 – за 2, 3 – за 3, 6 – за 4, 10 – за 5 и 15 очков – за набор, состоящий из 6 карт. Выложив набор, игрок помещает один маркер своего цвета на территорию того же цвета, что и главное существо этого набора, увеличивая своё влияние на эту территорию. Игрок, обладающий наибольшим влиянием на какой-то территории, в конце очередного раунда получает за неё дополнительные победные очки. Кроме того, дополнительные очки позволяют получать и свойства некоторых существ. А победителем игры считается тот, кто по сумме трёх раундов (двух, если играет только 2-3 игрока) набрал наибольшее количество очков....
20 07 2022 6:56:49
Но и это не очень помогло, ГЕЙМ ОВЕР постоянно висел над нашими головами. В итоге после 3х часов мытарств мы всё же выиграли, причём финальный бой оказался очень лёгким и не принёс эстетического наслаждения. В общем не советую....
19 07 2022 4:24:23
В Race for the Galaxy каждый игрок заведует развитием космической цивилизации. В отличие от большинства “цивилизационных” игр, в RftG отсутствует какое-либо игровое поле, все происходит с помощью карточек. На самом глобальном уровне все карточки делятся на два типа – карточки действий и карточки открытий (возможно, в русской локализации они называются по-другому, не знаю, не играл). Открытия, в свою очередь делятся на две подгруппы – есть карточки планет, которые можно колонизировать, и есть карточки технологий, которые можно вводить в игру. Собственно, вот и вся петрушка....
18 07 2022 16:29:26
О сроках выхода SHAEF пока не сообщается....
17 07 2022 7:23:42
Настольные игры в помощь и в удовольствие всем влюбленным! Ведь это идеально — презент и развлечение в одном. Более того, к играм можно возвращаться не только раз в год, но и в любой другой день, когда вы решили посвятить время друг другу....
16 07 2022 23:41:57
Скачать материалы для игры Martinique + правила на английском языке (zip, 30.4 Mb) ...
15 07 2022 9:40:59
Каждая постройка приносит определённое количество очков или иных бонусов. Некоторые очки подсчитываются и отмечаются на треке очков сразу же, другие – по окончанию партии. Тыкать куда попало постройки тоже не получится: каждая новая постройка должна одной стороной примыкать к ранее возведённой. Разнообразие строений крайне велико, а различные приносимые бонусы сразу и не запомнить. Некоторые строения приносят бонусы лишь в сочетании с другими, так что придётся отыграть несколько партий прежде, чем всё запомниться и можно будет именно планировать свои действия, а не решать на месте после консультации с правилами, как в первых партиях....
14 07 2022 9:55:41
– Авторы: Rob Daviau, JR Honeycutt, Justin D. Jacobson, Chuck Kennedy, Bruce Lund...
10 07 2022 18:32:13
У меня эта настолка была, но я её давным-давно продал...
09 07 2022 3:41:30
Мне предложили продать эту игру, и я согласился, т...
08 07 2022 16:52:35
– Авторы: Raphael Guiton, Jean-Baptiste Lullien, Nicolas Raoult...
07 07 2022 9:59:27
Ещё до того, как игрушка попала ко мне в руки, я скачал её правила и бегло их просмотрел. Они показались мне несложными. Ход в игре состоит из пяти фаз: стартовая фаза, потом торговля, управление городами, перемещение юнитов и исследование технологий. Причём правила написаны очень хорошо. Они просты и понятны и подробно описывают каждый игровой "чих"....
06 07 2022 10:30:30
И ещё дополнения. Как минимум фанаты игры ожидают Ship Pack Two. Ведь ещё не все инопланетные расы обзавелись уникальными фигурками кораблей. И к этому новому году что-то должно выйти. И, кто знает, может через год-два появится ещё одно большое дополнение....
04 07 2022 19:38:59
3. По обычным правилам на старте каждый игрок получал по 5 поселений, 4 города и 15 дорог. Теперь же, те, кого научили играть в «Колонизаторы» члeны семьи, могут взять до 3 дополнительных поселений. Игроки не белой расы получают только 9 дорог. Женщины играют по обычным правилам, но в конце партии учитывается только 2/3 заработанных ими победных очков....
03 07 2022 10:53:50
PPS: вот тут можно ознакомиться с неофициальным переводом правил настольного World of Warcraft...
01 07 2022 19:25:10
1) Новый интересный контент (каждую неделю планирую статью)...
30 06 2022 22:16:13
Поздно вечером на кухне я стоял у стола, резал помидоры для сэндвичей в дорогу и раздумывал, а как оно там все будет? Еще буквально полчаса назад я безвольно сдал Париж Петру в Memoir’44, еще часов через десять буду нестись на всех порах в Волгоград, а сейчас я еще поглядывал на скворчащую на плите колбасу и размышлял: турнир – дело хорошее. Если организовать правильно. Особенно если соберется кучка хороших и добрых людей. Тогда все пройдет весело и задорно. Только вот выполнить все это ой как непросто. Хотя, конечно, если есть светлая голова на плечах, да руки не крюки, тогда все возможно… ...
28 06 2022 20:45:52
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::