Чем хороши настольные игры? > Настольные игры
Настольные игры    

Чем хороши настольные игры?

Чем хороши настольные игры?

Однажды я задумался, а что же получаю от настольных игр я. Почему я ими увлекаюсь? Что для меня игры: коллекционирование картонных коробок, иллюстрации, поводы для встреч с друзьями или новые впечатления? 

Наверное, ответ на этот вопрос следует поискать в прошлом. Дело в том, что меня достаточно давно привлекают игры. В детстве я любил играть в видеоигры, на спектруме, на денди и на сеге, на компьютере. Когда-то я играл во всё подряд: в Dune 2 и первый Warcraft, в Comix Zone и Rock'n'Roll Racing, в Bomberman и Contra. Потом определился с жанрами. Мне нравились гонки, стратегии, зачастую — пошаговые, а также ролевые игрушки с примесью пошаговой тактики (идеальная игра такого плана — Shining Force 2, из которой, по-видимому, и растут ноги моей любви к Memoir '44).

В какой-то момент в моей жизни появились настолки и некоторое время  я играл и на столе, и на компьютере. Настольных игр у меня тогда было мало: Колонизаторы, да Сумерки Империи. Это были две настоящие настолки, которые не шли ни в какое сравнение с картонным трешем, заполонившим полки книжных магазинов и магазинов игрушек. На дворе была весна 2004-го года, и я ещё не знал о  BGG и даже не помышлял о BoardGamer.ru.

И какое-то время спустя я перестал играть в компьютерные игры. Они всё ещё были мне интересны, но включив какую-нибудь игрушку, минут через пять я ловил себя на мысли, что она мне совершенно неинтересно. И выключал её. Однако видеоигры не ушли полностью. Я играл и всё ещё играю. В Modern Warfare, Fifa' 10, DOTA, в Starcraft 2 — но играю не один, а с друзьями. Почему-то игра со знакомыми людьми воспринимается совершенно иначе, она ужасно увлекает. Возможно, и поэтому, в том числе я так полюбил настолки: в них можно играть только с живыми людьми.

Но вернёмся в 2004-й год. В то время настолки для меня были в новинку. Каждая игра была чем-то новым, особенным, открывала новые горизонты и радовала новыми механиками. Помню, как я радовался, впервые прочитав правила глобальной стратегии Сумерки Империи. Ещё бы, тут и война в космосе, и политика, и технологические усовершенствования, и даже торговля. Какой примитивной игрой на её фоне казались Колонизаторы: всего-то бросок кубика, да обмен или строительство.

Чуть позже были Каркассон, оказавшийся донельзя примитивным даже по сравнению с Колонизаторами, Цивилизация (Mare Nostrum), которая всем понравилась за возможность и строить, и воевать, и торговать, но в которой улавливались недостатки (все рано или поздно объединяются и идут бить лидера). Вслед за ними пошли Дремучий Лес, классифицированный как бродилка с большой ролью случая, а также Господин Великий Новгород — интересный, оригинальный, но, к сожалению, несбалансированный имитатор боярского рода.

В то время уже появилась мысль о том, что не все игры одинаково полезны. Когда настолок было мало, каждая казалось одинаково интересной. Но как только их число увеличилось, появилась возможность сравнивать игры  друг с другом и пришло понимание: бывают игры хорошие, а бывают — не очень.

Какое-то время я хватал все настолки, до которых мог дотянуться. Все новинки, издаваемые в стране: Ночной дозор, Манчкин, Крылья Войны, Орки!. Затем дорвался до западных игрушек и разжился Arkham Horror и Betrayal at House on the Hill. Увы, но обе этих игры мне не понравились. Тогда я понял, что нужно что-то менять. По инерции я всё ещё скупал новые игрушки (Эласунд, Викинги, Колонизаторы каменного века), а также  б/у, выставляемые на продажу на форумах (так ко мне в руки попали Caesar & Cleopatra, Mission: Red Planet, Ingenious, и даже Memoir '44). Заказывал на Boards & Bits высокорейтинговые игрушки, ориентируясь на оценки BGG (Dungeon Twister, Bohnanza, Blue Moon, Saint-Petersburg).

Теперь, оглядываясь назад, можно сказать, что я блуждал во тьме. Пробовал все игры подряд, абсолютно без разбора. В то время мы нравится сам процесс познания новой игры. Заполучив новую коробку, её нужно было аккуратно открыть, покрутить в руках компоненты, ощупать миниатюрки, покатать в ладони кубики, обнюхать свежеотпечатанные карточки и жетоны, погладить карту. Наконец, взять книгу правил и погрузиться в их изучение. От всего этого я получал огромное удовольствие. Не меньшее, чем от игрового процесса.

Но так не могло длиться вечно. В 2008-м году игр стало много, а в 2009-м — очень много. Теперь на каждую игрушку уходилось совсем немного времени. Мы едва-едва осваивали игру, раскладывали ещё 1-2 раза, а затем перескакивали на новую. Правила теперь изучались на ходу, компоненты оценивались исключительно с точки зрения их удобства. Закон перехода количества в качество сработал в обратном направлении — игр стало больше, а удовольствия от них — меньше.

К счастью, в прошлом году я стал гораздо более разборчивым. Более-менее осознав свои взгляды, я понял, что мне нравятся далеко не все игры. Например, безуспешные попытки освоить приключенческие настолки показали, что такие игры — просто не для меня. Америтреш, ярым приверженцем которого является компания Fantasy Flight Games, также не нашёл отклика в моём сердце. За редким исключением в виде Fury of Dracula, игры этой компании пришлись мне не по душе. Doom, Arkham Horror, World of Warcraft: The Boardgame и Tide of Iron видятся мне монстрами с горами жетонов, фишек и каунтеров, которые нужно механически передвигать и перекладывать и за которыми теряется сама игра. Чуть лучше я воспринял Игру престолов, которая, однако, всё равно не по мне с её системой "двойного угадывания" приказов и боевых карт противников.

Постепенно я осознал, что мне больше по душе игры европейской школы. Более спокойные, где нет миллиарда кубиков,  уничтожения игроков с досрочным выбытием из игры. Но игры мне нравились не простенькие, типа Каркассона, а более сложные, как Age of Empires III или Agricola, где у игрока есть множество различных альтернативных действий и альтернативные пути к победе. Есть игрушки, в которых присутствует элемент америтреша, но которые всё равно очень хороши (как Nexus Ops или Memoir '44), но всё равно, евроигры мне определённо ближе.

Наконец, я понял, что самое главное для меня в игре — это осознанные и значимые решения. Игры должны быть такими, чтобы каждый ход нужно было хорошо обдумывать, имея перед собой как минимум два варианта действий, каждый из которых представляется достаточно выгодным. Именно поэтому мне так нравятся Coloretto и Quorridor, где концентрация таких решений высока как никогда.

Теперь у меня подход к играм сменился. Я стараюсь отбирать для себя только такие настолки — игры, где есть много значимых решений. К таким игрушкам я подхожу особо. Заранее внимательно изучаю правила, составляю памятки, досконально объясняю всё товарищам по игре. Для меня такие игры — источник наслаждения и, поэтому, к каждой я подхожу очень бережно. Так было с Agricola, Age of Empires III, ContainerImperial и Labyrinth: The War on Terror.

Конечно, осталось и любопытство. Есть немало игрушек, которые мне просто интересно попробовать. Например, Senji, которую описывают как значительно улучшенную Игру престолов, или Shogun с его необычной боевой механикой с участием башни кубиков, или Space Alert с действиями в реальном времени. Но я отдаю себе отчёт, что эти игры привлекают меня исключительно неиспробованными механиками. Я вряд ли буду играть в них часто, тут, скорее, присутствует именно то, о чём говорит Зордок — жажда новых впечатлений.

Новые впечатления для меня важны. Но новые впечатления — это не обязательно новые игры. Их можно извлекать и из одной и той же настолки. Проще всего с этим в Memoir '44 — знай себе раскладывай новые сценарии. Чуть сложнее — в Agricola, но и тут можно каждый раз искать новые и новые пути к победе.

Но, всё-таки, новые впечатления для меня не главное. Квинтессенция удовольствия — это непосредственно игровой процесс. Когда перед тобой разложена игра, ты сидишь лицом к лицу с соперниками и делаешь ход, выбирая одну из возможных альтернатив (см. значимые решения). И тут уже не важно, есть в игре кубики или нет, присутствует или отсутствует прямое противодействие между игроками. Главное — что есть игра, есть соперники и есть ты. В такие моменты я забываю обо всём и полностью погружаюсь в игру. И когда очередная партия в Memoir '44, Agricola или Dominion заканчивается, я будто бы выныриваю на поверхность и снова попадаю в реальный мир.

Вот что мне нравится больше всего. Не новинки, не механики, не отсутствие дayнтайма — сама игра как процесс — вот что для меня главное и основное. За это я и люблю настольные игры.

А за что (или почему) любите их вы?




Описание игры «Skip-Bo»

Описание игры «Skip-Bo» Во время своего хода карты можно выкладывать в 4 стопки рядом со своей колодой в любом порядке и хоть сколько, но забирать можно только сверху....

24 01 2022 21:48:16

ПнП: «Keltis: Das Orakel»

ПнП: «Keltis: Das Orakel» В отличие от Lost Cities, Оpaкул — это игра не карточная, а настольная, тут есть поле и фишки...

22 01 2022 10:15:59

Сегодня в 19.00 [мск] стартует конференция с «Миром Хобби»

Сегодня в 19.00 [мск] стартует конференция с «Миром Хобби»   Желающие могут оставлять свои вопросы в комментариях, мы их обязательно озвучим в эфире...

21 01 2022 0:43:20

Новая рубрика в «ru_boardgames»

Новая рубрика в «ru_boardgames» А называться всё это будет «Пытливый взгляд»!...

20 01 2022 13:35:54

Правила игры «Сталинградская высота», 3 серия

На этот раз в кадре батальон с усилением...

19 01 2022 10:46:30

Правила игры «Warrior Knights»

Правила игры «Warrior Knights» 2/10), но по заверениям разработчиков длительность партии составляет 4 часа...

18 01 2022 11:32:38

Памятка по «Axis & Allies: 1942»

Памятка по «Axis & Allies: 1942» Памятка по «Axis & Allies: 1942»...

17 01 2022 10:57:22

Обзор игры «Monsters Menace America»

Обзор игры «Monsters Menace America» Шесть причин уехать куда-нибудь на Гавайи. Картинка за авторством dwsparks...

16 01 2022 1:37:42

Размышления о компьютерных версиях «Каркассона»

Размышления о компьютерных версиях «Каркассона» Сначала, однако, я не удержусь от некоторой рассуждалки по поводу игры вообще. Собственно, рассуждалок будет даже целых две....

15 01 2022 1:41:54

Raxxon. Впечатления от игры

Raxxon. Впечатления от игры Raxxon – это игра-головоломка о зомби во вселенной Dead of Winter. На столе раскладывается матрица из карт рубашкой вверх, их нужно будет переворачивать, передвигать и убирать с игрового поля. Все действия выполнить сложнее, чем кажется....

13 01 2022 17:13:25

Обзор игры «In the Year of Dragon»

1 игрового поля; 55 карт жителей; 90 фишек жителей; 66 этажей дворцов; 36 фишек монет; 24 фишек риса; 12 фишек фейерверков; 12 жетонов событий; 8 фишек привилегий; 7 карт действий; 5 дpaконов на подставках; 10 маркеров для подсчета очков (по 2 на игрока). Подготовка к тяжёлому году...

12 01 2022 8:56:12

«Смайлосфера» — новый сайт о настольных играх

«Смайлосфера» — новый сайт о настольных играх блог развернут на отдельном движке и хостинге – «технически самодостаточный», здесь есть место идеям и мыслям разных людей, получение прибыли не является целью данного блога, здесь выкладываются лишь первичные авторские материалы, контент объединен темой «настольные игры» так, как это понимает Смайлосфера Блог создан для саморазвития, общения, рефлексии и сплочения любителей настольных игр, однако даже настольщики – люди и резонансные явления в общественной жизни, размышления о вечном также найдут свое отражение в Смайлосфере. Желаю новому проекту роста и всяческих успехов. Сайт Смайлосфера помещается в раздел "Ссылки"....

11 01 2022 3:37:22

Отчёт за неделю с 27 июня по 3 июля 2011 года

Отчёт за неделю с 27 июня по 3 июля 2011 года Появление Кампании Оди Мерфи для Memoir ’44 стало отличным поводом сдуть пыль с коробки с игрой. Мемуары не появлялись у меня на столе уже три-четыре месяца (раньше таких пауз не бывало), а тут, мы взяли и разложили игру....

09 01 2022 7:30:40

Как попасть в тюрьму из-за «Small World»

Как попасть в тюрьму из-за «Small World» Ее собаки, немецкая овчарка и ищейка, умерли от голода, так как женщина, увлеченная приключениями великанов, гномов и людоедов, забывала покормить их. Тела собак, лежавшие прямо в столовой, разлагались более двух месяцев. Трое детей, 9-ти, 10-ти и 13-ти лет, питались консервированной фасолью, доставая ее руками из банок....

08 01 2022 5:16:13

Обзор игры «Nightfall»

Обзор игры «Nightfall» Если помните, применительно к «Громовому Камню» я весьма ругался на отстойную коробку с чрезвычайно неудобным хранением. И, видимо, не я один. Издательство сделало выводы: коробка «Сумерек» намного компактнее (примерно с малое дополнение к «Доминиону», лишь на несколько миллиметров толще), содержит внутри себя около 300 карт, и может вместить ещё раза три по столько, причём вполне удобным способом....

07 01 2022 17:49:12

Броневики в «Memoir ’44»

Броневики в «Memoir ’44» Получается довольно-таки интересный юнит. Умеет сражаться, умеет ремонтировать повреждённые отряды, да ещё и может лишить противника медали. Честно говоря, бронетрaнcпортёр нравится мне куда больше джипа 🙂...

06 01 2022 8:45:20

Итоги выставки «Игрушка 2008»

Итоги выставки «Игрушка 2008» В общем, пока ничего особенного, но будем надеяться, что в будущем такие выставки приобретут большую популярность и ассортимент представленных настолок будет значительно расширен....

05 01 2022 5:57:41

Обзор игры «Fairy Tale»

Обзор игры «Fairy Tale» Драфт – механика, при которой всем игрокам раздается определенное количество карт, все одновременно выбирают себе по одной, а оставшиеся карты передаются соседу справа (или слева). В это время ваш сосед с другой стороны в свою очередь передает вам свои карты.  Так продолжается до тех пор, пока все карты не будут разобраны. Затем из получившегося набора нужно сыграть несколько карт. Таким образом, драфт предполагает знание карт, возможных комбинаций и заставляет смотреть в сторону противника, чтобы знать, какие карты брать. ...

04 01 2022 16:24:50

Эссен – 2010. День первый

Эссен – 2010. День первый Рутения...

03 01 2022 21:47:50

Рецензия на игру «Стратего Original»

Рецензия на игру «Стратего Original» Игроки по очереди двигают фишки, нападая ими на врага...

02 01 2022 16:50:28

Ужас Аркхэма. Карточная игра — редизайн

Ужас Аркхэма. Карточная игра — редизайн Скачать редизайн игры Ужас Аркхэма. Карточная игра...

01 01 2022 15:47:50

Обзор игры «Arkham Horror»

Обзор игры «Arkham Horror» Статья достаточно полезная, но позволю себе высказать особое мнение относительно Arkham Horror — если вам не нравятся игры, в которых слабо выражено взаимодействие игроков, игры, которые затягиваются на 4-6 часов, игры, в которых достаточно долго приходится ждать своего хода — не играйте в Ужас Аркхэма...

31 12 2021 20:22:33

Редизайн игры «Эволюция»

Редизайн игры «Эволюция» В архиве лежат игровые карты, рубашка, правила игры и подробный пример игрового хода....

30 12 2021 5:26:13

Рецензия на «Шахматы хаоса»

Рецензия на «Шахматы хаоса» Но иных такая серьёзность как раз и отпугивает. А что если зайти с другой стороны, дать случайности разнообразить игру? Ответом на этот вопрос и стали «Шахматы хаоса»....

29 12 2021 23:33:35

Топ. Август 2017

Топ. Август 2017 Разобравшись с самыми популярными новинками, посмотрим на рекорды месяца. Наибольшую прибавку в количестве игроков получили игры The 7th Continent, Tiny Epic Quest и The Godfather: Corleones Empire. Dice Forge. А больше всего игроков в августе потеряли 7 Wonders, Ethnos и Century: Spice Road. Вот таблица 15 самых удачных игр августа, и, соответственно, 15 игр-неудачников:...

28 12 2021 1:52:59

Народный отчёт, № 174

Народный отчёт, № 174 Народный отчёт, № 174...

26 12 2021 20:44:33

Super Mario: Level Up! Обзор игры

Super Mario: Level Up! Обзор игры Обзор...

25 12 2021 11:59:26

Отчёт за неделю с 5 по 11 июля 2010 года

Отчёт за неделю с 5 по 11 июля 2010 года Memoir '44 — Eastern Front — ...

24 12 2021 11:25:10

Обзор игры «Drako»

Обзор игры «Drako» Компоненты для игры....

23 12 2021 23:15:58

Не сезон

Не сезон Речка, шашлыки, походы, фестивали, в конце-концов...

21 12 2021 18:55:55

Локализованы «Scarab Lords» и «Minotaur Lords»

Локализованы «Scarab Lords» и «Minotaur Lords» Правда, рейтинг Blue Moon всё-таки на целый балл выше у "Царей", поэтому если есть возможность, покупайте Гoлyбую луну. Если такой возможности нет, а поиграть в абстpaктную карточную игру на двоих очень хочется, берите Царей скарабеев, а если она вам понравится — докупайте Царей минотавров, благо цена этих настолок позволяет экспериментировать....

20 12 2021 18:38:52

Первые впечатления от «Runewars»

Первые впечатления от «Runewars» Есть безусловно интересные решения. Вот некоторые из них. Игра подталкивает игрока к тому, чтобы использовать карты действий в строго восходящем порядке номеров, обещая за это дополнительные минидействия. Механика битв, выполненная на картах судьбы (fate cards) с учетом инициатив существ несколько шире обычного дайсового решения, хотя и столь же рандомна. Присутствует изящная система сбора ресурсов с завоеванных и “домашних” гексов с помощью стрелок на персональном поле....

19 12 2021 6:38:18

«Кулинариум» – «Зельеварение» от «Мира Хобби»

«Кулинариум» – «Зельеварение» от «Мира Хобби» Добро пожаловать на кухню! Именно здесь творится настоящая магия, от которой пахнет специями, мясом и куриной подливой. Вам по душе японские блюда? Почему бы не сделать суши и курицу в темпуре! Или лучше гoлyбцы в томатном соусе? Возможно всё, были бы ингредиенты, рецепт и желание....

18 12 2021 0:51:39

Бесплатная игра о светлом будущем

Бесплатная игра о светлом будущем Скачать материалы для игры "Светлое будущее" — чёрно-белый вариант (pdf, всего 16 Mb) — часть 1, 2, 3, 4)...

15 12 2021 0:24:57

На русском выйдет «Bang! Золотая лихорадка»

На русском выйдет «Bang! Золотая лихорадка» ? Умрите и вернитесь призpaком! Если один из участников подстрелен, он может вернуться... Когда доходит очередь до мёртвого игрока, он совершает действия как будто бы был жив, тем самым продолжая влиять на исход игры. Бойтесь выстрелов из могилы!...

13 12 2021 5:38:45

Настольные игры глазами чайников

Настольные игры глазами чайников А чуть позже вот в это:...

12 12 2021 9:43:35

Great Western Trail – распечатай и играй

Great Western Trail – распечатай и играй Скачать материалы по игре Great Western Trail...

11 12 2021 8:43:47

Seal Team Flix. Обзор игры

Seal Team Flix. Обзор игры Ход игры...

10 12 2021 10:21:55

Описание игры «Bootleggers»

Описание игры «Bootleggers» В начале игры каждый игрок выбирает цвет, получает картонную доску, которая олицетворяет собой подпольный самогонный заводик, маленький грузовик на четыре ящика виски, одного гангстера и десять тысяч долларов. Игра длится 12 раундов (12 лет сухого закона), и каждому игроку выдается 12 карт силы. Всего таких карт 72, и они все пронумерованы. Карты выдаются в тёмную, но по определённому шаблону, благодаря которому ни один игрок не получает явного преимущества. На игровом поле находятся увеселительные заведения, в которые игроки будут поставлять свою продукцию, помимо этого на поле выкладываются две колоды карт, из одной колоды можно покупать дополнительные грузовики, в другой колоде карты, дающие игрокам разнообразные преимущества. За один раунд доступна только верхняя карта в колоде грузовиков, и столько же карт действий, сколько игроков. В игре побеждает игрок, набравший в конце игры наибольшее количество денег, или игрок, набравший к концу любого раунда 100000$....

09 12 2021 14:20:25

The Dresden Files: Cooperative Card Game – распечатай и играй

The Dresden Files: Cooperative Card Game – распечатай и играй В игре множество шуток и отсылок для фанатов серии (например, непостоянная дальность «Гoлyбого Жука»), но игра также доступна не читавшим книги....

08 12 2021 12:43:50

История одного архипелага. Обзор игры «Илос»

История одного архипелага. Обзор игры «Илос» Как же устроена игра?...

07 12 2021 17:42:58

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::