Интервью с Константином Кривенко, руководителем компании «Звезда»
Недавно руководитель компании Звезда Константин Кривенко любезно согласился ответить на несколько моих вопросов. В результате небольшой переписки родилось интервью, которое я предлагаю вашему вниманию.
Константин, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью. Для начала расскажите коротко о себе и о «Звезде».
Как так вышло, что российская компания стала одним из ведущих производителей миниатюрок в мире?
Чтобы добиться успеха в любом деле – нужно просто много работать.
Как руководитель одной из крупнейших детско-игровых компаний, вы наверняка видите настольный бизнес в масштабах всей страны. Расскажите, много ли в России издаётся настольных игр?
На мой взгляд, в России издается слишком много настольных игр, и некоторые из них – лучше бы не выпускались. Примитивные игры — бродилки, напечатанные на куске плохого картона, с полем, которое невозможно разложить на столе и правилами, напечатанными чуть ли не на туалетной бумаге, снижают общий уровень российских настольных игр. И лучше бы они не издавались вовсе. Очень приятно, когда российские издатели выпускают хорошие, качественные игры. К сожалению, таких не много.
Говорят, что издавать настольные игры невыгодно. Якобы, гораздо проще заработать на продаже одежды, техники или каких-нибудь других товаров. Почему же «Звезда» решила заняться этим направлением?
А еще выгоднее торговать оружием и наркотиками… Каждый занимается тем, что ему интересно. Перед нами никогда не стояла задача – просто заработать денег.
С какими трудностями пришлось столкнуться при издании настольных игр? Что проще: выпустить отечественную разработку или локализацию?
Локализации издавать на порядок проще. Уже есть готовый дизайн, все отыграно, отработано и проверено на рынке. Ведь до момента локализации игры в России она уже более года успешно продается на Западе. С собственными разработками все сложнее – требуются вложения в отработку дизайна, правил, технических и технологических решений. К тому же, мы стараемся учитывать экспортный потенциал игры – что еще сложнее.
В прошлом году «Звезда» объявила набор тестировщиков для апробирования новых настолок. Чего удалось добиться с помощью тестеров?
Надеюсь, что с появлением тестеров нам удалось добиться лучшего баланса и более высоких игровых качеств с точки зрения механики игры.
За последнее время Звезда выпустила несколько игр, разработанных Райнером Книциа. Стоит ли нам ожидать игр от других зарубежных разработчиков?
Конечно будут, и с Райнером Книциа, и с другими авторами.
Игры от «Звезды» очень разнятся по качеству компонентов. Есть великолепные «Три мушкетёра» с идеальным полем, жетонами из плотного картона и красивыми фигурками. Есть «Терминатор» и прочие «Черепашки-ниндзя», выпускаемые в «обувных коробках» с полями из картона не очень высокого качества. Чем обусловлены эти различия?
Индустрия настольных игр развивается, не стоит на месте. В какой-то момент и наши сегодняшние топовые позиции по качеству будут не соответствовать реалиям времени. Изменить конструкцию коробок и переверстать все старые проекты в новое качество очень дорого и очень долго. Что-то остается, а мы идем вперед. Все последующие игры мы будем выпускать исключительно по более высоким стандартам качества.
Многие российские издатели (и, как следствие игроки) становятся жертвами типографского бpaка, который чаще всего выливается в разные оттенки карт или их рубашек. По-моему, «Звезда» ни разу не сталкивалась с такими проблемами. Откройте секрет, как Вам это удаётся?
Мне скорее непонятно, как другим удается выпускать продукт с низким качеством.
Недавно в Москве состоялся турнир по «Великой Отечественной». Планируете ли вы проводить регулярные соревнования по этой или каким-нибудь другим играм от «Звезды»?
В 2011 году пройдут турниры по «Великой Отечественной. Лето 1941», первый большой турнир намечен на 7 мая. В дальнейшем соревнования по этой игре будут проходить не только одновременно в нескольких городах России, но также запланированы турниры по Barbarossa в США.
Обязательно проведем турнир по игре «Коммерсантъ. Деньги».
Расскажите, что вы считаете самым большим успехом Звезды за последние несколько лет?
Во-первых, это выход нашей компании с играми на международный рынок. «Звезда» — единственный в России производитель, экспортирующий настольные игры. Во-вторых, внедрение новых технологий производства вывело нас на новый уровень качесива сборных моделей. По итогам 2010 году крупнейшие международные эксперты в области моделизма (журналы Kit, Modell Fan, Mojoon) признали компанией, которая задает уровень качества мирового моделизма.
Играете ли вы в настольные игры? Как часто? Что за компания собирается за вашим игровым столом?
Играю, конечно, в разные игры, с разными компаниями. Сейчас играю очень редко, потому что катастрофически не хватает времени.
Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего?
Из игр «Звезды» — «Великая Отечественная» безусловно нравится, т.к. это моя собственная разработка, также нравится «Три мушкетера», «Эй! Это МОЯ рыба!», «Терминатор».
Нравятся ли вам какие-нибудь настолки других российских производителей?
В чисто российские игры других издательств играть не доводилось, нравится локализация «Цивилизации». К сожалению, сейчас совсем нет времени. Раньше играл в «Берсерк», фанатом никогда не был, но играл, нравилось.
Константин, спасибо большое за интервью. В заключении пожелайте что-нибудь читателям моего сайта.
Желаю всем жизненных успехов, чтобы оставалось больше свободного времени, которое удавалось бы провести за любимым увлечением. И обычных человеческих радостей: здоровья, счастья. Если этого не будет, не нужны будут и никакие игры.
PS: интервью подготовлено до публикации интервью с Константином Комаровым, так что можно снова пенять на мои вопросы 🙂
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Игровое поле разделено на клетки трех цветов, которым соответствуют определенные игровые карточки: желтый — принимаешь указанное вещество, от довольно невинного кофеина до экзотического (но не запрещенного) 2С-Е; синий или красный — выполняешь специальное задание. «Синие» задания — на воздухе: например, пойти в супермаркет, найти самое чистое и блестящее яблоко и заявить об этом на весь торговый зал. «Красные» же выполняются на месте и тоже вполне невинны — запрограммировать видеомагнитофон или разговаривать в течение двадцати минут от третьего лица. Заданий вроде «вырезать на лбу букву Z» или «бросить купающемуся другу в ванну работающий магнитофон», по счастью, нет. Выигрывает тот, кто быстрее всех дойдет до последней клетки (кружка), желательно целым, невредимым и в полном рассудке....
12 04 2021 3:15:50
Скачать материалы для игры Rosenkonig — редизайн от Klish (rar, 54 Mb)...
10 04 2021 20:12:36
Привожу также основные хаpaктеристики этой настолки (цитируется с сайта игры)....
08 04 2021 18:21:17
Наше фото YINSH из 2010 года...
05 04 2021 2:52:46
3. The Settlers of the Stone Age (Каменный век). Колонизаторы каменного века расскажут игрокам про расселение первобытного человека по континентам. Хотя механика Каменного века несколько сходна с Колонизаторами, на самом деле это две совершенно разные игры. Рекомендуется всем любителям Колонизаторов. Как и оригинальные Колонизаторы, поселенцы каменного века рассчитаны на 3 или 4 игроков. Партия длится примерно полтора часа. ...
03 04 2021 14:28:56
02:20 — Новинки в линейке Imperial Settlers...
01 04 2021 3:26:38
Скачать материалы для игры Cytosis: A Cell Biology Game...
31 03 2021 4:52:20
Последний год был для меня особым. Я много занимался и готовился к экзамену (прим. hk — Файдутти хотел преподавать историю, для чего нужно сначала сдать экзамен), который в итоге провалил. Итак, я много читал и значительно меньше времени уделял играм в настолки и их разработке. В результате я смог опробовать лишь малую часть отличных игр, из-за чего моя награда "Игра года" может стать менее весомой. Несколько дней назад я беседовал с одним из своих товарищей, Марком Ламониром (Marc Laumonier), с которым мы часто играем и чьи вкусы весьма схожи с моими собственными. Когда я спросил его, какие игры в этом году были лучшими, он назвал Railways of the World Card Game, Qwirkle, Tikal II и The Castles of Burgundy. Я же ни с одной из этих игр знаком не был. Недавно я сыграл в Qwirkle и она, вероятно, будет включена в мою библиотеку идеальных игр, но точно не станет моей игрой года. И я ещё должен сыграть в остальные три игры....
30 03 2021 5:58:22
В эту игру действительно может играть 20 человек разом, и даже 100. Но, пожалуй, оптимально будет 4-6 человек. Вдвоем отлично играется, но партии получаются короткие. PnP комплект содержит карточки и жетоны для 4 человек. При желании добавляете компоненты на дополнительных игроков. Можно обойтись только пиратским кубиками и одной карточкой, а счет характеристик вести на бумаге....
26 03 2021 0:19:38
Переиздание «Кролика и черепахи» (Hare and Tortoise)...
25 03 2021 20:44:36
Подготовлены сразу обе игры (а осенью появится и третья). На то есть причины:
— они задуманы как единый мир приключений с общими правилами,
— помимо готовых можно создавать свои собственные приключения, в которых использовать компоненты всех игр мира,
— игроки могут играть любыми героями из обеих игр, и брать доступные для них умения....
24 03 2021 22:13:10
Обсуждение петиции на Boardgamegeek.com....
23 03 2021 19:49:50
Space Race (2019)
– Авторы: Marek Loskot, Michal Mikes, Jan Soukal
– Стратегическая, 1-5 игроков, 70 минут
– Space Exploration
– Card Drafting, Hand Management, Simultaneous Action Selection
– Проект заканчивается: 24 мая
– Помощники: 2359
– Список игр на BGG
Соперничество руководителей космических агентств....
22 03 2021 4:38:40
Кроме того, в этом году жюри учредило специальную награду Spiel de Jahres Plus, которой будут отмечаться хорошие игры, которые слишком сложны чтобы претендовать на роль семейной настолки. Например, ранее жюри подобным образом выделило Agricola, а с этого года, похоже, такая награда будет вручаться на постоянной основе....
20 03 2021 20:40:18
И третья технология, самая важная и пpaктичная: Наткнулся на статью http://www.boardgamer.ru/Samostoyatelnoe-izgotovlenie-igrovy. Узнал оттуда про фоторезак, начал искать. А ещё недавно была статья http://www.boardgamer.ru/obrezchik-uglov-devajs-dlya-lyubitelej-pnp....
19 03 2021 8:36:32
Сылка на BGG: https://boardgamegeek.com/boardgame/4090/2nd-fleet...
18 03 2021 1:49:55
До недавнего времени я играл лишь в компьютерную версию “Axis and Allies 1942”, и только недавно смог попробовать настолку “Axis and Allies: Europe 1940”....
16 03 2021 1:51:23
Хотя географически наше Приамурье и считается «краем земли», в конце XVII века оно являлось центром огромного и сложного политического «водоворота», увлекшего в себя многие народы на тысячекилометровых прострaнcтвах. Шум битвы за Албазинский острог был слышен и в монгольских степях, и далеко за Байкалом. И, чтобы остановить маньчжурские армии на Амуре, русские послы добирались до ханских ставок в предгорьях Тибета....
15 03 2021 13:43:31
Игра предназначена для пределов от двух до пяти завоевателей, при этом тактика игры при различном числе игроков весьма ощутимо меняется....
13 03 2021 7:17:21
p.s. Удачной всем игры. Не судите строго — я новичок в мире настолок....
09 03 2021 9:48:48
Adversary / Враждебная – мусульманская страна, настроенная против Соединённых штатов (4.2.3)....
07 03 2021 9:51:41
00:22:00 — Fabled Fruit выходит на русском...
06 03 2021 1:54:40
Новая отечественная карточная игра «Чёрный принц»...
04 03 2021 23:46:14
Вскрытие коробки с «Ascension: Chronicle of the Godslayer»...
03 03 2021 17:58:57
На каждом повороте трассы указано, сколько остановок автомобиль должен сделать в его пределах, и меньше положенного количества чревато ущербом автомобилю. У каждого автомобиля 6 различных хаpaктеристик, начиная с состояния шин и заканчивая тормозами, и при полном разрушении любой из шести хаpaктеристик машина выбывает с трассы. При стандартной продолжительности заезда в два круга, в пит-стоп можно заехать лишь один раз....
02 03 2021 9:42:53
Далее я провел расчёты для ТОП-100 игр на BGG, плюс оценил некоторые настолки из других категорий. Это моя попытка пролить свет на проблему, которая, как мне кажется, становится всё более актуальной....
28 02 2021 10:57:35
Опробовал игру я на работе в компании молодых людей "кому за 20". Игра позиционируется как детская, поэтому я дал разбор правил менее подготовленному. Правила сразу же приятно удивляют своим объемом — их всего один односторонний листик. =) Написано всё грамотно и односмысленно. Правда была пара сомнительных моментов (причем второй момент именно недочитали мы, поэтому играли немного неправильно)....
26 02 2021 21:47:45
Первая игра в серии «игр-головоломок» Уве Розенберга. Продолжает идеи, заложенные в Patchwork, но это не простой «продолжатель», а некое переосмысление концепции. В чём-то удачное, в чём-то не очень. Следующая игра в серии — Листопад / Indian Summer (PnP Листопада тоже планируется), завершение трилогии — Spring Meadow (BGG), её сканов нет....
25 02 2021 2:23:22
Скачать материалы для игры Take the Kingdoms...
23 02 2021 5:15:37
На сей раз "Звезда" пошла правильным путём — долой эти "коробки из-под ботинок", перед нами маленькая, плотная, глянцевая коробка, по размерам схожая с mini-серией от Winning Movies (как в "Тортиках" — на картинке ниже)...
22 02 2021 4:25:57
Итак. Вы руководите одной из 4-х доступных банд. В каждую банду входят 4 персонажа, хаpaктеризуемых 3-мя параметрами и 1-м уникальным свойством. Параметры следующие:...
19 02 2021 6:16:49
Пока будет длиться наша партия, я обязуюсь не ворчать и не ныть. Я понимаю, что мои люди будут гибнуть у меня на глазах, и я не смогу этому помешать. Они умрут ужасной cмepтью, но я обещаю, что они не погибнут без боя....
18 02 2021 15:30:39
Получилось достаточно прикольно, но один большой минус подобного мероприятия – его хрен проведешь второй раз, потому что изменения в списке игр будут минимальными...
16 02 2021 17:46:10
Игра рассчитана на 2-4 человек. Партия в Мадгар длится 20 минут....
14 02 2021 16:57:20
В синем секторе представлены числа, выпавших суммарно на белом и синем кубиках – от 2 до 12. Их тоже нужно зачёркивать. Результат игрока зависит от числа зачёркнутых чисел – указано вверху....
13 02 2021 6:19:29
Взрывные котята. Крайне простенькая карточная игра. Тянешь карту из колоды, если вытянул котёнка – проиграл. Но есть возмонжость уменьшить риск получить ненужную карту. Выезжает за счёт оформления и темы «котиков». Пробовали несоклько раз, как-то совсем не понравилась. Аналогичная чёрная коробка – это та же самая игра, только иллюстрации и подписи на картах имеют маркировку 30+ (как 18+, только мощнее)....
12 02 2021 11:35:41
Карточки с наводящими вопросами помогут вам вжиться в роль предпринимателя и пройти путь от идеи до запуска стартапа....
11 02 2021 2:14:39
Дополнительно потребуется: 3 кубика д6 и 4 фишки игроков.
Скачать материалы для игры Золотые острова...
09 02 2021 2:21:17
Для себя печатал синее поле с деньгами от зеленой версии. Карточки бизнес печатал от обоих версий, чтобы потом можно было их менять время от времени....
02 02 2021 9:33:36
Если играть более чем вдвоем, то игроки для вас будут представлять разную опасность в зависимости от того, как по отношению к вам они сидят. Например, при игре вчетвером игрок сидящий слева будет действовать быстрее вас в 1/4 ходов, а игрок сидящий справа в 3/4 ходов. Бойтесь, если справа сидит человек, который вас хочет убить. Право первого хода очень важно. ...
01 02 2021 5:39:21
Победителю турнира достанется необычный приз — авиабилет в Германию от "Ак Барс Аэро" на 7 сентября 2011 года. Насчёт призов за 2 и 3 место информации пока что нет, возможно они будут, а возможно и нет. Главный приз, конечно, более чем необычен. И, я надеюсь, что билет будет выдан в оба конца 🙂...
31 01 2021 19:10:49
В 1979 году, после многочисленных задержек, вышла в свет Magic Realm, игра Ричарда Хамблена (автор: Victory in the Pacific [1977], Merchant of Venus [1988], соавтор: The Russian Campaign [1974], Starship Trooper [1976], и Dune [1979]), которая должна была составить достойную конкуренцию крайне успешной игре под названием Dungeons & Dragons (1974). Игра привлекла к себе большое внимание еще до выхода, а в 1979 году заняла второе место в рейтинге продаж компании Avalon Hill....
29 01 2021 16:38:49
Комплектация примерно одинаковая. В каждой коробочке есть новый монстр, а также новые квадратные карты «подзарядки». Их назначение – сделать монстров более уникальными, не повторяющими, наделить какими-то свойствами. В базовой игре что-то похожее получалось при покупке карт эволюции, теперь же каждый игрок получает по «подзарядке» уже на старте, что изначально делает монстров не похожими друг на друга....
27 01 2021 17:18:23
Гасиенда: дополнительное здание для «Кубы»...
25 01 2021 18:59:43
Первое место продолжает удерживать Тесера. В среднем пользователи (больше всего – 62,4% из России, 4,4% из Белоруссии, 4,1% из Украины) проводят на нём 5 минут 18 секунд в день, просматривая 6 страниц. Вот 5 самых популярных запросов в поисковых системах, которые приводят людей на этот ресурс, с указанием их доли от общего числа запросов:...
24 01 2021 21:58:16
Микро-обзор игры «Каркассон: Охотники и собиратели»...
22 01 2021 10:34:23
Когда колода карт заканчивается, наступает конец раунда с подсчетом победных очков. Игрок получает 1 ПО, если у него больше остальных животных в какой-то категории (курицы, свинки, овечки или корова) или просто больше всех животных (также 1 ПО). Еще можно получить победные очки, если за свой ход взять всех животных со стола и воззвать к богу логопедов, произнеся «Му-Хрю-Бе-Цыпл!» Так продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не наберет 11 ПО – или, если договорились играть до большего количества (скажем, до 16 или 21)....
21 01 2021 22:19:37
Месяца три назад был запущена площадка сходной тематики «Продани». На первый взгляд функционал этих сайтов пересекается, только у «Продани» есть трёхмecячная фора. Посмотрим, какое у этих проектов будущее....
20 01 2021 23:25:53
Самая атмосферная настолка — Ужас Аркхэма...
19 01 2021 5:38:48
Последний лист это оборот тайлов комнат и тайлов действий, его разрезаете так: отдельно полоска с двойками, отдельно полоска с тройками и человечками и отдельно большой квадрат без одного места для тайлов комнат. На листах с тайлами действий, рядом с квадратиками подписаны цифры соответствующих оборотов, с человечком это 1. Всё скомпоновано для экономии самоклеющейся бумаги, если печатать на простой бумаге, то также всё вырезать и склеивать)...
16 01 2021 6:14:39
Нового про игру особо сказать нечего. Немного поменялись формулировки карт. Пришлось местами поправить перевод и перепечатать десяток карточек, но на пpaктике изменения не сказать, что очень заметны. Фабула всё та же: на дворе 1945 год, в мире бушует новая, неявная война, которую ведут аж три стороны: США, СССР и страны третьего мира. Боевые действия теперь не столь часты и не столь откровенны, зато если дело дойдёт до дpaки, можно жахнуть аж ядерной paкетой. И не один раз. Как и прежде в «Генералах» идет соперничество за ключевые точки, правда, их важность чуть ослабла, т.к. теперь очки начисляют вообще за каждый танк на поле. А танк на «звезде» приносит дополнительный бонус....
15 01 2021 8:44:32
Настольный “StarCraft” — превью расы Зергов...
14 01 2021 8:51:31
Танковые и противотанковые «сдвиги», хаpaктеристики «атака-оборона-движение», разные типы техники и система боя в целом напоминает «Корсунь». По первому замыслу мне хотелось подробно отразить внутреннюю структуру войск и их наполнение разнообразной боевой техникой. Непосредственно на карте располагались фишки полков, на отдельных выносных полях находились их составные подразделения и отдельные типы бронетехники (приблизительно 20 машин в одной фишке). Как показала пpaктика, такая подробность была слишком тяжелой для неопытных игроков, и от нее пришлось отказаться в сторону упрощения, хотя этот шаг и потребовал серьезных мopaльных жертв. В результате фишки стали больше соответствовать организационной структуре, а выносные поля, чреватые «китайской ничьей», отошли в небытие. За это игра заплатила фактически отказом от отдельных типов танков. Тем не менее, там, где можно было сохранить различия, я постарался это сделать. Например, в случае качественного усиления дивизий отдельно выделенными типами тяжелых танков. Или в неоднородных советских танковых бригадах (состоящих из Т-34 и Т-70) – при ослаблении такие фишки со стороны с «Т-34» переворачиваются на сторону с «Т-70», и у них меняется танковый сдвиг, чего не происходит с танковыми бригадами, состоящими исключительно из Т-34....
13 01 2021 4:45:25
Все материалы высшего качества!!! Никаких сканов — считайте что дизайн из типографии... Пользуйтесь на здоровье ...
12 01 2021 19:26:53
Добавлю, что сложность составляли не только правила, игра сама по себе непроста. В неё по-настоящему ТРУДНО выиграть. Надо напрягать мозги, надеяться на удачу, планировать и осуществлять совместные забеги. К слову, даже наполненный лишениями и неудачами путь приносит львиную долю фана. Редкий случай, когда можно испытать настоящее удовольствие от игры, даже позорно проиграв 🙂...
11 01 2021 13:16:54
В игре Shadows: Amsterdam используются не слова, а картинки, что, на мой взгляд, как и в случае с Codenames: Pictures, сильно затрудняет подбор намёков – приходится долго рассматривать все элементы картинок в поисках возможных взаимных пересечений (а время-то тикает!). Но, как я уже сказал, ничто не мешает в своей домашней версии игры использовать что-то более удобное, начиная от карт из Dixit, и заканчивая картами слов из Codenames....
09 01 2021 7:39:16
Цель игры: Игроки должны захватить центр галактики до 9 хода. Условие поражения: Республика захватывает родной мир одного из игроков, либо им не удаётся захватить центр галактики до завершения 9 хода....
08 01 2021 13:17:37
Разъяснения по правилам «Гильдии Алхимиков»...
07 01 2021 1:17:55
? Плюшки и условия:
— Работа в небольшом коллективе — решения принимаем быстро, ответственности много, все коллеги на расстоянии вытянутой руки
— Возможность развивать интересные проекты от идеи до выпуска коробки на полки магазинов
— Компенсация: фиксированная плюс бонус по результатам работы (ежеквартальный и годовой)
— Социальный пакет...
06 01 2021 7:21:48
Подобный вариант оплаты применительно к онлайн-версиям настольных игр достаточно нов и, не сказать, что он бесспорен. Вероятно, найдутся те, кто предпочтёт возможность играть в любимую игру в онлайне, но кто-то скажет, что цена слишком высока и за эти деньги вместо годового доступа лучше купить ещё 1-2 дополнения....
05 01 2021 16:52:49
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::