Смайлосфера о наполеоновских войнах > Настольные игры
Настольные игры    

Смайлосфера о наполеоновских войнах

Смайлосфера о наполеоновских войнах

На сайте Смайлосфера опубликован обзор игры Commands & Colors: Napoleomic, сопровождающийся впечатлениями автора о других настолках на тему наполеоновских войн. Читать этот материал было очень приятно, тем более, что в отличие от моих теоретических умозаключений автор гораздо ближе знаком с темой. 

В этой статье я постараюсь поделиться своим интересом к Наполеоновской эпохе и к играм, которые ей посвящены. Конечно, одних настольных игр на эту тему – сотни и распыляться на все я не только хочу, но и попросту не смогу, поэтому я затрону лишь военно-тактические игры, в которые играл. Одна из них очень приглянулась мне и находится на достойном месте в Смайлоколлекции. Да-да, по большей части речь пойдет о C&C: Napoleonics Ричарда Борга. Сравнение убивает любовь и я заранее попрошу прощения у тех, кого этим обижу – ведь плохих игр нет, есть только игры, не нашедшие своих игроков  .

Немного о былом

Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя…

Эпоха Наполеоновских войн не даром привлекает внимание любителей истории со всего мира, оставаясь интересной и тем, кого история не увлекает. Это был первый военный передел Европы, можно сказать – всего тогдашнего мира, первый передел, не основанный на религии. Наполеон Бонапарт, профессиональный военный, незаурядный мыслитель, амбициозный небогатый корсиканец, смог не только стать во главе нищей и обескровленной террором Франции, не только привести её к небывалому благоденствию, но и перекроить весь известный мир. Властители Европы и многочисленных колоний боялись Бонапарта не столько из-за его полководческого таланта, сколько из-за того, что он не был члeном “клуба золотой фишки” и нес опасные идеи французской революции в такие уютные вековые европейские монархии. Границы принимали новые формы, короны превращались в музейные экспонаты, возвращались к жизни одни государства и уходили в забвение другие, сменялись режимы, формировалась новая политическая и законодательная почва, а матушка Европа трещала по швам от накала человеческих страстей.

То было время героев и подлецов, славных и ужасающих деяний, головокружительных балов и тайных встреч, отчаянных дуэлей и убийств из-за угла. То был век просвещения, небывалого прогресса науки и расцвета искусств, век небывалых надежд и веры в Человека, его силу, ум, великодушие и достоинство.

И, конечно, это было время войн: захватывающих дух кавалерийских наскоков, устрашающих артиллерийских залпов, сокрушающих штыковых атак. Полководческий гений на тех полях брани не переставал удивлять, а отвага солдат и офицеров навеки вписала их имена в историю.

Однако, любая война – это жестокость, бедствия, лишения и руины, какой бы благородной личиной она не прикрывалась. Сейчас у нас есть возможность окунутся в этот увлекающий мир без последствий – на картонном поле,  куда я вас и приглашаю.

Большая семейка Борговсов

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!

Игра, которая обосновалась у меня в коллекции имеет долгую историю. Ричард Борг, дизайнер C&C:Napoleonics успел создать такие настольные хиты, как Battle Cry, C&C: Ancients, BattleLore, Memoir’44. Кто-то хвалит эти игры, кто-то ругает, причем сторонники обоих лагерей часто приводят аргументированные доводы. При всех противоречивых отзывах, все эти игры имеют феноменальный успех у игроков по всему миру. Вряд ли встретишь игроков, которые незнакомы хотя бы с одной из этих игр.

Все эти игры имеют одну и ту же модель игровой механики: Commands&Colors. В своей основе она проста, понятна каждому и не требует запоминать толстенные буклеты правил:

Гексогональное поле разделено на секторы-фланги, фигурки или блоки различных видов войск комплектуются в отряды, которые активируются картами стратегической колоды, играющимися с руки игрока. Бросок кубиков разрешает атаки, защиту обычно дает разнообразный ландшафт и определенные построения, кроме того, при грамотном планировании отряды обычно имеют возможность контратаковать. Боевые качества отрядов зависят от вида войск и по большей части представляют собой показатели движения и количества кубиков, бросаемых в атаке и контратаке. Технически ход игрока состоит из: сыграл карту, активировал отряды, походил, атаковал ими, получил сдачу, набрал карту, передал ход следующему игроку.

Похоже на любой другой гексогональный варгeйм? Так и есть, но эти игры отличает простота и элегантность исполнения. Фирменной фишкой данной механики являются кубики атаки с гранями, на которых представлены виды войск или их ранги, деление поля на секции-фланги и стратегическая колода, которая содержит секционные карты для активации отрядов, а также ряд специальных тактических карт.

Сравниваем и анализируем

Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною…

Теперь пройдемся по самому интересному – что же отличает C&C: Napoleonics от своих собратьев? Если вкратце, то это эволюционный шаг вперед по сравнению с любой из указанных выше предтеч. Если вы хотите деталей, то будьте готовы воспринимать критику игр, вам полюбившихся:

  • От С&C:A взято большое разнообразие войск и легкая сбалансированная ассиметричность сторон (Англия, Португалией и Франция в базовой игре). Каким играм этого не хватало в их базовой комплектации? Да тем же Мемуарам, BattleLore и BattleCry! Вспомните три вида войск: танки, пехота, артиллерия (с некоторыми оговорками пусть будет 6) в базовых Мемуарах и отсутствие ассиметричности за очень небольшим исключением войск французского сопротивления. В BL мы видим искусственную дифференциацию: пехота, лучники, кавалерия получают по три ранга “доспешности”, что дает вроде как разные войска, но если говорить начистоту три вида войск ими так и остаются. Да, в BL все же появляется Существо, гномы и гоблинцы, но всего этого явно недостаточно, если сравнивать с C&C:N – линейной пехотой, легкими застрельщиками, гренадерами, пешей и конной артиллерией, кирасирами, кавалерией легкой и тяжелой также разделенными по рангам. Но самое приятное, что войска имеют разные особенности у разных сторон: так, например, линейная пехота Наполеона в штыковую бьет лучше британской, британские стрелки стреляют на порядок лучше французов, португальские войска обладают низким боевым духом и плохой экипировкой. Этим отличия не заканчиваются, но для примера мне кажется достаточным.

  • Разнообразие и активное использование ландшафта явно взято у Мемуаров. Помните, как в C&C:A: раскладываете сценарий, а из ландшафта лишь река и идет сеча в чистом поле. Мало и редко использовался ландшафт в Античности, зато в Мемуарах на этом во многом построена выигрышная тактика. C&C:N активно используют накладные гексы, задавая полям сражений уникальный хаpaктер, более того – местность серьезно и по разному влияет на показатели войск: так, лес укроет стрелков, но окажется неприятным сюрпризом для кавалерии, артиллерия на холме сможет стрелять “навесом” через головы своих отрядов, а баррикады не только укроют от шальной пули, но и укрепят боевой дух линейной пехоты перед грозным штыковым штурмом.

  • Исполнение явно взято у C&C:A, но не такое блеклое. Пески и степи античности сменились зеленоватым и более красочным полем, что нашло отображение и в наклейках на блоки войск, и в дизайне карт (да, да они стали цветными!). Оформление – это самый субъективный показатель из всех имеющихся, и здесь я выражу в очередной раз свое восхищение качеством оформления BL и Memoir’44, в очередной раз посетую на блоки и строгость оформления GMT (C&C:A, C&C:N), но с твердой уверенностью скажу, что GMT честно попытались сделать игру более выразительной. Удалось это им или нет? По-моему – да, во всяком случае от данного издательства, которое в первой редакции к C&C:A даже поле выпускало на простой бумаге, я лучшего просто и не ждал, но до Days of Wonders или FFG, конечно, не дотягивает.

  • Механика претерпела существенные изменения. В чем-то она подобна Мемуарной: например, грани боевого кубика также отображают роды войск: пехоту (2 грани), кавалерию, артиллерию, флаг и спецсимвол (скрещенные сабли рукопашной атаки). В чем-то напоминает Античность: боевые построения дают повышение боевого духа, контратакуют всегда, если не отступили, кавалерия может уклониться от атаки.

Что нового?

Повсюду стали слышны речи:
“Пора добраться до картечи!”

Однако, в целом С&C:N помимо шикарной темы Наполеоновских войн обладает своим особенным хаpaктером. В буклете правил это даже и называется: “Тактика наполеоновского периода”. В чем это выражается?

  • Отряды теряют эффективность, получая повреждения в бою. 4 блока в полном отряде равняются 4-м кубикам атаки, но это только вершина айсберга: на самом деле, к этому примешиваются еще и модификаторы – те же гренадеры всегда будут опасным противником, а португальское ополчение – всегда “пушечным мясом”. Таблица  модификаторов прилагается к игре в двух экземплярах, сначала немного рябит в глазах от изобилия вариантов, но после парочки игр быстро привыкаешь к этому, потому что модификаторы применены очень логично и понятно. Для меня этот шаг – настоящий и долгожданный прорыв во всей серии игр по системе Борга.

  • Построение в каре пехоты за исключением легких застрельщиков при атаке кавалерии. Суть приема довольно проста: блоки пехотинцев ощетиниваются штыками в четырех направлениях и отвечают дружным залпом отважным всадникам. Кавалерия бросает только 1 кубик атаки, какой бы сильной она не была, но и получает всего 1 кубик в ответ. Отступать каре по очевидным причинам не может, также как и перестроиться под постоянными конными атаками. Кроме того, подобное построение требует отложить одну из карт, находящихся в руке, что сковывает полководца и заставляет использовать данные тактический прием только тогда, когда это действительно необходимо.

  • Артиллерия наконец-то поумнела и теперь может поддерживать рукопашные атаки пехоты или кавалерии cмepтельным огнем. Мало какой отряд выдержит атаку кирасиров при поддержке пешей артиллерии, но приказ придется отдать обоим отрядам. Казалось бы, перемена слагаемых ничего не дает, а вот и нет: в такой атаке будут считаться попаданиями символы скрещенных сабель – рукопашной атаки, что недоступно при простом обстреле.

  • Некоторые новые спецкарты, например карта побега в любую часть поля, позволяющая спасти обескровленный отряд.

Расширим кругозор

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Тема наполеоновских войн представлена в настольном мире очень широко. Одних военно-тактических игр несколько десятков, если не сотен, но я попробую вам в двух словах объяснить почему в 2011 году мой выбор остановился на C&C:N.

Отбросив коллекционные игры, а также игры с подозрительно низким средним рейтингом проголосовавших на BGG, я остановился на пятерых: Manoeuvre, Napoleon’s War Volume I: The 100 Days (100 Days), Napoleon’s Triumph (NT), Commands & Colors: Napoleonics (C&C:N), Battles of Napoleon: The Eagle and the Lion (BoN). Предварительно увидеть игру “вживую” и сыграть я смог только в BoN, поэтому процесс выбора был сложным. Как вы могли уже догадаться, для меня главным в настольной игре является механика и оформление: качество и органичность исполнения игровых компонентов. Именно этими двумя показателями я постараюсь измерить нижеследующие настольные варгeймы.

NT  я отбросил пpaктически сразу. Оформление оказалось совсем сухим и невыразительным: поле на тонкой бумаге в стиле топографической карты, войска в виде маленьких брусочков – мне оказалось сложным представить себе такую механику, которая сможет отодвинуть эти недостатки на второй план. Мне даже показалось, что любительское ПнП обычно выглядит намного привлекательней, чем это недоразумение от профессионалов.

С BoN все было сложнее: потрясающее оформление, многообещающая механика. Но мне удалось сыграть в неё, не покупая, и сделать более объективные выводы: фигурки просто кричат о необходимости покраски, всадники валятся с лошадей, если не “закрепить” их чем-нибудь клейким, комaндующих и отряды непросто отличить друг от друга. Но это все придирки, потому что игра все равно остается самой красивой среди этой пятерки. Что сыграло  решающую роль в том, чтобы не покупать эту игру, так это недоработанность механики: многообразие ньюансов правил меня никогда не отпугивало, но нечеткость и неоднозначность их говорит о том, что игровая механика пока еще сырая.

Интересная идея с четырьмя приказами находит пpaктическое воплощение в использовании лишь двух из них, колода “последствий” вызывает ощущение второго кубика, а кубик помноженный на кубик вызывает противоречивые ощущения, карты со свойствами отрядов выпущены с дисбалансом и издательство предлагает скачать их исправленную версию, выложенную на сайте, обратиться в службу поддержки для их получения. Однако, это было бы терпимо, если бы не высокая цена данной игры. Заявленные 100 у.е. (пусть можно найти и за 70) с добавлением доставки этой огромной и тяжелой коробки обойдутся жителю Украины около 900-1000 грн.. И это тогда, когда C&C:N выйдут в 500-600! Платить за недоработанный, пусть и перспективный продукт такую цену – значит потакать издательству в его халатном отношении к выпуску игр топ-сегмента. Пусть FFG с Nexus-ом доработают и выпустят вторую редакцию, тогда я пересмотрю свое отношение.

Manoeuvre я не отбросил, а лишь отложил на потом: эта игра очень заинтересовала меня, но немного не попадала формат, который я тогда искал. Я увидел в ней чудесный легкий варгeйм, быстрый и красивый. Цена, конечно, могла бы быть немного меньше, но в издании 2010 года с компонентами из более плотного картона это кажется обоснованным. Здесь есть и различные нации, и виды войск, и разнообразные тактические приемы. Оформление выполнено очень привлекательно (и это у GMT!). Почему я предпочел C&C:N? Во-первых, Manoeuvre ждет своей очереди для пополнения моей коллекции, а во-вторых C&C:N все же находится в другой нише военно-тактических варгeймов, являясь более глубоким погружением в реально существовавшие исторические баталии, а Маневр – тематической головоломкой без привязки к истории сражений с пазл-полем, создаваемым самими игроками.

В 100 Days все хорошо: и фигурки красивые, и компоненты выразительны, и механика продумана. Мне сложно сказать, что отпугнуло меня, наверное, то, что она похожа на Conflict of Heroes, который мне не нравится. Не могу сказать ничего плохого  – уверен, что эта игра понравится многим, но в моей коллекции она появится вряд ли. Интуиция может ошибаться, но когда разум молчит, ничего лучшего не бывает  .

Субъективный вердикт

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!

Впечатления от C&C:Napoleonics у меня самые положительные. Игра сумела оставить проверенную систему Борга, но существенно изменить её производные. На мой взгляд любителя варгeймов, в том числе по этой системе, это пошло ей только на пользу.

Издательство (GMT) начинает находить баланс между механикой и исполнением, начав радовать не только интересными игровыми механиками, но и более выразительным исполнением.

Вместо послесловия:

Как вы уже успели отметить, стихи, использованные в статье, принадлежат перу М. Ю. Лермонтова, а картины —  кисти Ораса Верне. Распространяться не хочу, просто предлагаю почтить их память интересом к ставшему уже бесcмepтным творчеству.

А для большей атмосферности можете прослушать вложенную к статье песню, ставшею гимном не только известной всем стране, но и революционному духу во всем мире.


Правила «Blue Moon City»

Правила «Blue Moon City» com...

04 07 2022 23:19:35

Фотографии с «Дня игры — 2010»

Фотографии с «Дня игры — 2010» Фотографии с «Дня игры — 2010»...

03 07 2022 14:46:13

Советы по игре «Axis & Allies»

Советы по игре «Axis & Allies» Игра рассчитана на 2-5 игроков, но лучше всего играется вдвоём...

02 07 2022 13:38:15

Спасибо, дед!

Спасибо, дед! PS: Один год три месяца и один день назад моего деда не стало. А сегодня ему исполнилось бы 77 лет....

01 07 2022 2:29:47

Фотографии компонентов игры «Замок 1000 зеркал»

Фотографии компонентов игры «Замок 1000 зеркал» Картонные компоненты: 11 предметов, 1 окно, фишка Виктора, дверь, а также восемь фишек, которыми игроки будут делать "ставки". Картон толстый, качественный....

30 06 2022 19:53:20

Волшебный лабиринт. Обзор игры Magic Maze

Волшебный лабиринт. Обзор игры Magic Maze Конечно же, вы попробуете. Вы, ведь, любите приключения....

29 06 2022 1:39:28

Maze Racers. Обзор игры

Maze Racers. Обзор игры Краткий обзор...

28 06 2022 9:52:15

Battle Cry – распечатай и играй

Battle Cry – распечатай и играй Скачать материалы для игры Battle Cry...

27 06 2022 18:14:52

Memoir ’44. The Battles of Khalkhin-Gol. Рассматриваем дополнение

Memoir ’44. The Battles of Khalkhin-Gol. Рассматриваем дополнение Правила предлагают ознакомиться с упрощённым вариантом отыгрыша кампании, где учитывается количество набранных каждым игроком медалей, а также предусмотрены правила «потерть» и «подкреплений»: в каждом новом сценарии учитывается сколько и каких войск потеряли игроки в предыдущей битве и сколько они захватили ключевых точек. После этого броском кубиков определяется возможные пополнения или недостача в войсках....

25 06 2022 12:25:54

17-23 июля 2017. Настолкэмп-12

 17-23 июля 2017. Настолкэмп-12 Flamme Rouge – ...

24 06 2022 17:51:57

Go-go-go!

Go-go-go! Чтобы помочь мне, расскажите, пожалуйста, что вам не нравится в моём сайте? Может слишком мало обзоров? Чересчур много перепостов? Или, например, в сайдбаре какая-нибудь мелочь (или не мелочь) глаза мозолит? Расскажите, что не так и как можно сделать сайт лучше...

23 06 2022 5:41:37

Мнение об «Eclipse»

Мнение об «Eclipse» ...механика боя — старое доброе дайсометательство. Количество и цвет кубиков определяются количеством кораблей в спopном секторе и апгрейдами на них. После броска оцениваются попадания\промахи. 6 — всегда попадание, 1 — всегда промах, при всех других результатах используется формула <результат>+<мощность компов наведения>-<щиты цели>. ...

22 06 2022 6:55:38

«Смута» — новая игра от «Статус Белли»

Известно только, что просят за Смуту 950 рублей (сделавшие "предварительный заказ" получает скидку в размере 100 рублей). На Курск 1943, цена, кстати, упала. Теперь его отдают не за 1550, а 1150 рублей....

21 06 2022 21:53:17

Весёлые картинки, № 92

Весёлые картинки, № 92 Лего-герои Запретного острова...

20 06 2022 8:32:36

Twilight Struggle [Мрачная борьба] (2005)

Twilight Struggle [Мрачная борьба] (2005) Правила игры: ...

19 06 2022 9:42:32

Народный отчёт, № 150 – «Игрокон-2017»

Народный отчёт, № 150 – «Игрокон-2017» Народный отчёт, № 150 – «Игрокон-2017»...

18 06 2022 7:35:19

Quartermaster General: 1914. Советы по стратегии. Австрия

Quartermaster General: 1914. Советы по стратегии. Австрия Напрашивается ответ «Франц Фердинанд» (Событие: Сбросьте 1 карту с руки. Австро-Венгрия может атаковать Сербию. Затем постройте в Сербии армию Австро-Венгрии)....

16 06 2022 17:32:18

Runebound (3rd Edition) – распечатай и играй

Runebound (3rd Edition) – распечатай и играй На древней земле Терринот вас ждут величественные города, кровожадные дpaконы и могущественная магия. Опасности здесь поджидают повсюду. Ужасающий король нежити Ваpaкеш со своей арией мертвецов надвигается на мирные земли. Дpaконий лорд Маргат восстал от многовекового сна и жаждет реванша. Только истинные герои смогут противостоять им и восстановить мир в королевстве!...

14 06 2022 20:15:13

«Остров Pizza» – успех на «Бумстартере»

«Остров Pizza» – успех на «Бумстартере» 40 карт; правила (доступны в сети). Описание игры:...

13 06 2022 6:29:36

Грядёт новая «Цивилизация»

Грядёт новая «Цивилизация» Новая «Цивилизация» начинает с неисследованного игрового поля, составленного из красивых фрагментом карты мира. В начале игроки совместно формируют территорию, населяя её варварами и снабжая полезными ископаемыми, а затем строят планы по завоеванию созданного мира. Игровые цели меняются от партии к партии. В начале каждой игры вскрываются 3 карты с заданиями. Для победы нужно первым выполнить по одному из заданий на каждой карте....

12 06 2022 15:13:24

Сравнительный обзор «Steam» и «Railways of the World»

Сравнительный обзор «Steam» и «Railways of the World» Про ROTW можно сказать примерно то же самое, тут тоже нужно строить железные дороги и возить по ним товары, а побеждает тот, кто наберёт больше всех победных очков. Принципиальное отличие, пожалуй, только одно – количество ходов в Steam ограничено, а в ROTW партия длится, пока не будут вывезены грузы из определённого количества городов. Причём, игроки могут увеличивать продолжительность партии, выполняя действие «урбанизация», при котором в опустевших городах могут возникать новые грузы....

11 06 2022 9:11:13

Mage Knight выйдет на русском

Mage Knight выйдет на русском А ещё тут совершенно безрандомные бои. Представьте, как Eclipse, где нет кубиков, а есть только конструктор кораблей. Вот и в Mage Knight можно и нужно собирать такую боевую руку, чтобы ещё до боя было точно понятно: ты выйдешь победителем. Ну и на десерт: в игре очень много компонентов. Карточки, жетоны, фрагменты игрового поля. Даже пластиковые миниатюрки героев, и они изначально покрашены....

10 06 2022 21:12:43

Народный отчёт, № 153

Народный отчёт, № 153 Народный отчёт, № 153...

08 06 2022 19:57:45

27th Passenger: A Hunt on Rails. Обзор игры

27th Passenger: A Hunt on Rails. Обзор игры Внутри коробки с изображением загадочной фигуры, расположившись на двухсторонней игровой доске, в Нью-Йорке ожидает отправки поезд. Нарисованный маршрут проходит через несколько остановок. В нижней части есть место для разыгрываемых карт....

07 06 2022 23:34:21

Pocket Ops – крестики-нолики со шпионами

Pocket Ops – крестики-нолики со шпионами Дополнительным аспектом игры является предугадывание ходов оппонента, за счёт чего и открывается новый взгляд на игру....

05 06 2022 21:39:22

Raptor. Как побеждать за динозавров

Raptor. Как побеждать за динозавров 1. Никогда не расслабляйтесь. У меня была ни одна партия, когда я был в шаге от того, чтобы полакомиться последним учёным на поле, а в итоге позорно сливал. Всегда будьте на чеку и играйте в полную силу!...

04 06 2022 12:57:54

Весёлые картинки, № 123

Весёлые картинки, № 123 Jenga в натуральную величину...

03 06 2022 18:39:48

Новости Kickstarterа. Выпуск 10

Новости Kickstarterа. Выпуск 10 – Авторы: Raphael Guiton, Jean-Baptiste Lullien, Nicolas Raoult...

01 06 2022 9:54:39

Микро-обзор игры «Hamburgum» (Гамбург)

Микро-обзор игры «Hamburgum» (Гамбург) Отличительной чертой игры является полное отсутствие фактора случайности...

30 05 2022 0:53:30

Метро 2033: содержимое коробки

Метро 2033: содержимое коробки Все жетоны нужно было выдавливать из листов. Сделать это удалось легко и просто, безо всяких усилий и затруднений. Хорошо. А то, вон, с Dungeon Lords пришлось помучиться....

29 05 2022 14:20:58

Ярость Дpaкулы: содержимое коробки

Ярость Дpaкулы: содержимое коробки Ярость Дpaкулы: содержимое коробки...

28 05 2022 21:35:16

Народный отчёт, № 130

Народный отчёт, № 130 Народный отчёт, № 130...

27 05 2022 18:35:53

«Чёрная Вена» — распечатай и играй

Для её изготовления потребуется 7 листов формата А4 и 40 фишек...

26 05 2022 5:21:41

Печальная статистика

Печальная статистика Однако, более 80% опрошенных никогда не видели рекламу настольных игр ни на телевидении, ни в печатных СМИ, а каждый пятый даже не знает, где можно приобрести настольную игру...

25 05 2022 17:10:11

Настольные игры на Новый год!

Часть из них уже были упомянуты до Нового года, это «Декодер», «Место преступления», Quartermaster General: Cold War...

24 05 2022 18:33:56

Обзор игры «Mykerinos»

Обзор игры «Mykerinos» Игрок, занявший первое место в области (область состоит из 2 карточек) может выбрать одну из карточек (заpaбатывает количество очков, указанное на участке, получает мецената, и в следующем сезоне сможет его использовать) или занять комнату в музее. Тот, кто занял второе место, также берет карточку или идет в музей; если в области остались карточки, то игроки на 3 и 4 местах имеют право взять только карточку (в музей пойти они не могут)....

23 05 2022 13:31:53

«Shadows Over Camelot» — распечатай и играй

Скачать материалы для игры Shadows Over Camelot — 1-я часть (rar, 100 Mb)...

22 05 2022 23:35:18

Народный отчёт, № 215 — февраль 2019 года

Народный отчёт, № 215 — февраль 2019 года Народный отчёт, № 215 — февраль 2019 года...

21 05 2022 23:11:16

В ожидании подарка от «Тайного Санты»

В ожидании подарка от «Тайного Санты»   А тут ещё вчера мой Тайный Санта раскрылся и написал мне на BGG, сообщив, что переживает за свои подарки...

20 05 2022 18:10:48

Перевод правил игры «Alienz»

Перевод правил игры «Alienz» В комплект игры входят 64 карты инопланетян и 8 карточек планет...

19 05 2022 6:54:42

ПНП-редизайн «Серого кардинала»

ПНП-редизайн «Серого кардинала» Правила игры...

18 05 2022 7:48:37

Quo vadis? Обзор настольной игры Glory to Rome

Quo vadis? Обзор настольной игры Glory to Rome Ночь с 18 на 19 июля 64 года н.э. вошла в историю как Magnum Incendium Romae («Большой пожар Рима») — всё началось с торговых лавок, что были неподалеку от Большого цирка, затем огонь перекинулся на другие здания, а к утру горел почти весь Вечный город. Пожар бушевал чуть ли не неделю и в итоге полностью сгорели одиннадцать из четырнадцати кварталов Рима....

17 05 2022 22:20:47

Фокус с кубиками

Фокус с кубиками Трясёт… и чёрный кубик становится зелёным! PS: Может кто-нибудь знает ещё какие-нибудь фокусы, связанные с настолками? ...

16 05 2022 17:29:19

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::