Игры    

История русского варгейма (2/2)

Источник:

Публикую вторую половину объёмнейшего материала про историю отчественных военных игр с сайта «Поле боя». Если первая половина была посвящена играм до начала 2000-х годов, вторая немного затрагивает конец XX века (немного под иным углом), а затем рассказывает о современных военных играх. 

"Особое мнение ГлавВреда" или 
Часть 3. "Новейшая история русского варгейма". 

В очередной раз я не могу удержаться, чтобы не дополнить статью своим "особым мнением". Статья, на самом деле, замечательная, но, к сожалению, по сути обрывается началом-серединой 2000-х годов и к тому же очень уж поверхностно описывает ситуацию с "варгеймерской тусовкой" на пост-СССР и теми правилами и игровыми системами, которые "варились" в этой тусовке в 90-х-2000-х и варятся по сей день (порой это проекты намного более профессиональные по исполнению и более "долгоиграющие", чем то, что делали "серьёзные коммерческие фирмы", хотя и распространяются чаще всего на некоммерческой, бесплатной основе).


"Пластилиновые войны" в начале 2000-х. Если мне не изменяет память, то это клуб "Виртуоз".
Множество фотографий с этой игры можно увидеть тут.

Во-первых, я хотел бы немного по-другому "выставить акцент" на игры с пластилиновыми солдатиками. Про проволочных солдатиков ничего не скажу — не сталкивался, только по "рассказам старых динозавров" знаю. А вот с пластилином — сталкивался и "своими руками щупал". Дело в том, что пластилиновые солдатики это не только "детское увлечение" (которое было, наверно, у каждого второго из нас, чьё детство пришлось на 70-е-80-е годы), но и вполне культовое увлечение "взрослых дядь" в конце 90-х — начале 2000-х (а подозреваю, что и до сих пор оставшееся). Так вот, тогда, когда я познакомился с этим вариантом варгейма, это было увлечение вполне серьёзных мужиков, по большей части так или иначе связанных с реконструкцией (в основном на "наполеонику" — как они любили говорить, "да мы в одном полку служим") или их друзей. Во главе этого движения, как я понимаю, стоял известный в кругах реконструкторов Семибратов, хотя непосредственно к правилам, по которым они играли, приложил руку и такой известный в России гейм-дизайнер как Алексей Разыграев.

Фигуры для этих игр лепились "с душой и самоотдачей" из цветного пластилина — понятно, что в меру таланта разных лепщиков, но некоторые из них были столь хороши, что достойны оформления их фактически в музейные композиции (см. например, про фигуры покойного Сергея Викторовича Киселева). Это хобби ну никак нельзя отнести к "промежуточному", так сказать "на пути к серьёзным оловянным солдатикам" — дело в том, что многие из игравших в этой тусовке уже давно были знакомы с оловянной и пластиковой миниатюрой, и, более того, на фотографиях с "пластилиновых игр" вы можете увидеть и настоящих "мастеров кисти" ;). Просто это другое увлечение ;).

Во-вторых, на мой взгляд, не совсем справедливо, упомянуть только систему АоТ Алексея Калинина из множества оригинальных разработок правил, сделанных силами русскоязычных варгеймеров (а это не только российские варгеймеры, но и украинские, и белорусские — живём-то мы теперь в разных странах). Это и по отношению к самому Алексею не верно, т.к. АоТ это только одна из игровых систем, которые он разработал. А кроме того, он отнюдь не единственный успешный разработчик варгеймов на территории пост-СССР.

Есть немало городов на пост-СССР, где очень "плотные" и дружные варгейм-тусовки, и во многих из них "пилили свои правила". Вообще, это известная "болезнь" почти всех историко-варгеймеров — если не каждый первый, то каждый второй точно хотя бы раз в жизни сделал свой "хоум-рул" каких-то официальных правил, а то и разработал собственные. Большинство этой работы идёт "в стол", т.к. востребовано только "близкими друзьями" и в ограниченный период времени — на большинство тем в мире существует уже столько разнообразных правил, что чтобы пытаться "выделиться на общем фоне" надо сделать что-то действительно оригинальное и очень интересное (что требует и таланта, и игрового опыта, и огромного вложения сил и времени). Поэтому имеет смысл говорить в данном случае только о действительно хорошо проработанных проектах, которые существуют достаточно давно и смогли привлечь немало поклонников. А это зачастую было связано с "шириной местной аудитории". Так вот, хотя на пост-СССР немало городов, где активно играют в историко-варгеймы — например, Харьков, Екатеринбург, Минск, Пермь, Полоцк, Нижний Новгород (можно перечислять долго), но три крупнейших "центра исторического варгейма на пост-СССР" это всё-таки Москва, Питер и Киев. Имхо. И наиболее интересные и известные проекты (опять же – имхо) всё-таки выходили именно из этих "котлов".


Вот так играли в Киеве в модифицированную "Эпоху битв" в 2003 году.

Начну с Киева. С киевской тусовкой я познакомился на заре становления нашего сайта в 2002-2003 годах – они присылали чудесные репортажи с массой отличных фотографий прекрасно открашенных фигур 28мм с шикарно-литературными текстами. В те времена они пытались "пилить" звездовскую "Эпоху битв" до приемлимо-удобоваримого варианта. При этом киевская тусовка, в отличие от большинства "пильщиков" Эпохи в других городах, уже имела многолетний опыт различных игр (в основном, судя по всему, пофигурного и вахоподобного "олдскула"), но, помню, что их "зацепила" звездовская система с карточками. В итоге результат их "перепила Эпохи" получался изрядно "ваховским" (на мой взгляд).


А это чудесный МУЛЬТФИЛЬМ от Деза из всё того же 2003 года. Кликните для просмотра.

В конце концов, ребята разочаровались в политике "Звезды" (после очередной новой редакции ЭБ, которая им категорически не понравилась) и начали делать свои самостоятельные правила. Насколько помню, назывались они "Европа-XV".. Но не успели они ещё толком "выйти в свет", как случился "большой киевский раздрай" — группа товарищей во главе с Андреем Цупником выкатила очень серьёзные претензии к камраду Дезу, конфликт развивался в том числе и на форуме ПБ, коммьюнити Поля встала на защиту Деза, как результат Цупник "со товарищи" очень "громко хлопнул дверью" — сняв все материалы с нашего сайта.. Ну что сказать — "на обиженных воду возят" (с)..

Что происходило дальше с "Европой-XV" я, честно говоря, не отслеживал. А вот камрад Дез, двигаясь шаг за шагом, создал свои правила «Obitis Equitis» (Закат рыцарства), выдержавшие уже 3 редакции. На мой взгляд, это один из самых успешных некоммерческих проектов исторических варгеймов на пост-СССР: по этой системе играют уже более 10 лет, играют разные люди из разных городов. То, что по «Obitis Equitis» регулярно играют в совсем другом центре русского варгейма — в Питере, и играют "старые опытные игроки", уже говорит о многом. Кто-то возможно "скривит нос", что, мол, это "пофигурщина и олдскул" и "не модно в свете современных тенденций", но чем плох "олдскул", если игра несёт удовольствие игрокам?? "Олдскул" вообще, по-моему бессмертен — у него всегда была и будет своя аудитория.


А так играли в «Obitis Equitis» в Питере в 2015 году. "10 лет — полёт нормальный!! (с).

Теперь переместимся в другой старейший центр российского варгейма — в Санкт-Петербург. В Питере всегда умели играть "всерьёз и со вкусом" — лили оловянную миниатюру (как копии коммерческих фигур, так и собственные авторские фигурки). Одно из старейших варгеймерских объединений Питера — "Десятый легион" существовало аж с начала 80-х годов прошлого века. Было время, когда они со своими фигурами и "Правилами типажей" очень даже "громко звучали". И через эту тусовку прошло немало нынешних питерских "старых варгеймеров".. Конечно, от многих из них я слышал, мягко говоря, очень эмоциональные высказывания в адрес "руливших процессом" — но, раздраи, по-моему, это вообще неизбежное зло в среде варгеймеров — как может быть иначе, если в душе каждого второго варгеймера живёт "маленький Наполеон", а каждый первый как минимум "дерётся потому что дерётся" (с)? 😉

Что же интересного происходило в питерской тусовке за эти 30 лет? Конечно, лучше бы "написанием питерских мемуаров" занялся кто-то из имеющих непосредственное отношение, но мне, как "стороннему наблюдателю" были интересны как минимум несколько проектов. С 1999-го, например, там играли кампанию "Баронские войны" по правилам ВИО "Трумф" (о которой я слышал тёплые ностальгические отзывы от участвовавших). Была в Питере и своя команда тоже занимавшаяся "пилкой ЭБ" — как результат получилась "Питерская Эпоха" — камрады двигались совсем другими путями, чем киевляне, и результат был существенно иной. Возможно, наиболее близкий к изначальной концепции ЭБ вариант, при этом достаточно отлаженный для игры (в отличие от оригинальных правил "Звезды", которые так никогда и не избавились от "сырости").

Впрочем, и данной команде, в конечном счёте, это направление надоело и они ушли в другие системы — кто-то как Тенгель перешёл под DBA, кто-то как Сергей-Soser стал пилить уже свою систему ("Стратег" Soser'a прошёл за эти годы немало редакций, получал неплохие отзывы от игроков, но пока так и не выбрался из ниши "игры для очень узкого круга"). Другая часть питерцев (прямо скажем, значительно большая) была известна своей многолетней приверженностью к правилам Bruce Quarrie "Napoleon's Campaigns in Miniature" — в питерской переделке-доводке эти правила получили название "Эпоха славы".


На игровом столе — "Свицовые кружева". Одна из игр 2015 года.

Однако, со временем питерцы перешли на множество различных систем в разных масштабах фигур (от 15 мм до 28 мм, от эпохи "мушкета и пики" до Второй Мировой) — что мне всегда нравилось в их подходе, так это то, что они всегда "играли со вкусом" — тщательно готовя террейн и фигуры (это не относится  разве только к старому разгильдяю Сосеру, который, помнится когда-то декларировал, что в случае чего и "литниками играть готов" 😉 ). Часто нынче они играют по различным западным системам (активно переводя их), но в последние годы появилась в Питере и несколько собственных оригинальных разработок..

Тут надо упомянуть, конечно же, "Свинцовые кружева" и «Ready! Present! Fire!» — две серьёзно проработанные и фактически конкурирующие системы (и тут как водится в своё время тоже не обошлось без эпического варгейм-раздрая). Системы интересные и питерцы играют по ним "очень вкусно", всегда приятно смотреть их репортажи с массой красивых фотографий, но всё-таки пока ещё прошёл не такой уж большой промежуток времени с их создания, чтобы понять, пройдут ли они самый главный тест — проверку временем (хотя вообще-то "Свинцовые кружева" уже прошли немалый срок в 3 года с момента их первого представления широкой публике). Безусловно, только этими системами интересы питерцев вовсе не ограничиваются — как говорится, читайте питерские блоги — там много интересного можно почерпнуть.


А это фото с игры по правилам «Ready! Present! Fire!».

Ну и закончим описание "трёх самых крупных варгейм-центров пост-СССР" Москвой. В Москве всё не так как в Питере и Киеве — если в Питере очень сплочённые большие тусовки, в которые порой собирались вместе едва ли не все серьёзные варгеймеры города, то в Москве постоянная движуха и куда более мелкий раздрай — кто-то с кем-то "дружит", а с кем-то активно "не дружит".. Тусовки и клубы создаются, существуют и через какое-то время разбегаются..

Наиболее устойчивые группы обычно от 2-3 человек до 10 или немного больше, всё что крупнее — склонно к довольно быстрому распаду. Ну, если, конечно, не брать в расчёт коммьюнити таких западных коммерческих проектов, как "околоисторическая" SAGA или фэнтезёвых наподобии "MalifauX", которые поддерживаются "клубами-магазинами", проводящими регулярные турниры, лиги и т.п. (и худо-бедно, но зарабатывающие на продажах фигур и аксессуаров для этих игр).

Но это "отдельная история" — в ту же Сагу может играть довольно много людей, пересекающихся друг с другом на турнирах, но часто это "разные тусовки", мало связанные друг с другом.   Что же касается именно исторических варгеймов (и не завязанных на прямую коммерцию систем), то тут всё-таки уклон на небольшие тусовки — люди играют в разных местах и в самое разное, от DBA и игр Борга до "суровых фишечных варгеймов" ;). На самом деле, у московского варгейма, как и у питерского немалая предыстория — "московские динозавры" тоже начинали играть ещё как минимум в конце 80-х — но я эту историю практически не знаю, поэтому не буду врать, лучше распрашивать у тех, кто был причастен к клубу "БУМ" и тем временам — Калинина, Разыграева, Литсиоса, Лукина, Кудряшова.   


"Art of Maneuvre", фото с игры 2014 года.

Самое большое сообщество 200-х, завязанное под некоммерческие проекты, в Москве в какой-то момент удавалось сколотить, пожалуй, как раз Алексею Калинину — оно не ограничивалось наиболее "прозвучавшей" его системой «Art of Tactics», но в ходу было целое "семейство" его игр — «Art of Maneouvre», «Art of Batalia» и других (подробнее можно посмотреть на http://artofwargame.ru/). В какой-то момент в игры Алексея играло довольно большое московское коммьюнити, пробовали их и в других городах,  но.. Москва переменчива..

Сейчас «Art of Tactics», например, поддерживается, похоже, только в клубе "Пограничник", благодаря двум верным энтузиастам этой системы – Ивану Baraka Галушко и Игорю Стрекалову, работающими с детьми (тут, кстати, забавный момент — Игорь был одним из главных разработчиков первой редакции звездовской "Эпохи битв", а теперь поддерживает её фактически "конкурента" из тех времён — кстати говоря, я не согласен с мнением камрада Семаргла, что АоТ появилось из переделки ЭБ — АоТ игра совсем с другой концепцией и подходами). При этом это коммьюнити играет фигурами 72-го масштаба, от которых сам Алексей в своё время категорически ушёл. Про другие правила Калинина, честно говоря, не знаю, насколько активно они сейчас играются — когда-то они широко обсуждались в российском варгейм-коммьюнити, но судя обновлениям сайта систем Алексея, сейчас активно поддерживается в основном АоТ — усилиями Вани-Бараки прежде всего…


"Огнём и мечом" — игра Алексея Разыграева. Фото 2012 года.

Не стоит, однако, думать, что в Москве не было других интересных некоммерческих разработок, кроме игр Алексея Калинина. Другой известный московский гейм-дизайнер Алексей Разыграев, например, разрабатывал свою систему "Огнём и мечом". И на  мой вкус это были самые интересные правила на эпоху Античности и Средневековья (да-да, "не верь названию", как говорится — как минимум изначально механика была на широчайший период) из российских разработок, которые мне встречались в 200-х годах. К сожалению, игра так и не вышла на широкую публику из "узкого круга допущенных к тестированию" — по сути она осталась известна в основном лишь в среде "старых московских варгеймеров", которые хорошо знают Алексея (а тем временем поляки уже активно заюзали данное название под свою игру 15мм фигурами)..


"Буканьеры" — к бою готовы.

Вообще, за прошедшие годы было немало различных правил, которые делали московские варгеймеры. В своё время, например, меня немало заинтересовала система "Баталия" от такого авторитетного варгеймера как Илья Литсиос, но, к сожалению, так и не довелось в неё сыграть. А из новинок, например, появившихся в 2016 году, очень "вкусно" смотрятся фотографии с игр по правилам "Буканьеры" от  Кости Aius locuens. Сам же я по-прежнему не торопясь с помощью друзей допиливаю своих "Гладиаторов и Ланист" (игра где-то на стыке варгейма и настолки). Но всё это, конечно, игры, так и не вышедшие из сегмента "игр для узкого круга". 


"Гладиаторы и Ланисты" — показ на Игроконе-2016.

Завершить же рассказ о некоммерческих российских проектах я хочу упоминанием о "ColoRdicE 2: SAMURAI", разработанных Seagurt'ом и Alikor'ом при участии других пермских камрадов. Это, кстати, пример того, что "российская варгеймерская мысль" развивается не только "в столицах". Это, кстати, не единственные правила из других городов, о которых я знаю, но конкретно о "ColoRdicE" мне захотелось упомянуть в этом обзоре, потому что Михаил-Seagurt один из наиболее глубоко погружённых в тематику Сэнгоку Дзидай варгеймеров в нашем "полебоевском сообществе", перевёл немало правил на эту тематику, а его собственный подход существенно отличается от большинства "широко распространённых".


Сэнгоку Дзидай в 72-м масштабе в версии от камрадов из Перми.

Ну что ж, закончив небольшой обзор российских некоммерческих правил, перейдём к играм, которые выпускались на пост-СССР на коммерческой основе. В первую очередь рассмотрим "миниатюрный сегмент" — игры привязанные в первую очередь к миниатюрам (часто в таком случае собственно правила служат лишь "локомотивом для продаж" фигурок). Одним из "пионеров" этого направления были упомянутые выше камрадом Семарглом миниатюры от «Magister Militum», которые планировалось выпускать в связке с правилами Алексея Калинина. И это был редкий случай, когда игровая система оказалась интереснее и живучей собственно фигур. Обычно происходит наоборот — когда фигуры могут продаваться и через годы после того, как игра уже давно "сошла с дистанции".

Подобных попыток впоследствии было немало — навскидку мне вспоминается, например, из середины 200-х скирмиш "Ратица" по миру "Беловодья", в которой  использовались фигуры хорошо нам всем знакомого камрада Thorwarda. Но эта игра, как и множество других подобных игр, так и не дошла до серьёзного выпуска.. А вот украинский проект "Властелин мира"  от компании "ЯЛ" был, пожалуй, самым крупным фэнтези-проектом на пост-СССР, если мерить по размеру "линейки фигур". Собственно в правилах я там чего-то особо интересного для себя не нашёл, а вот фигуры в их линейке встречались прелюбопытнейшие. Проект начинался где-то во второй половине первого десятилетия этого века, наибольшая активность по нему была где-то на рубеже первых двух десятилетий, но и сейчас он всё ещё живёт, что очень неплохой показатель "долгоживучестви" (хотя, конечно, нынче активность вокруг проекта явно ниже, чем когда-то)..  


Некоторые фигурки из "Властелина мира" от ЯЛа.

Начало второго десятилетия этого века ознаменовалось появлением полноценных "коробочных игр с миниатюрами" от новых фирм до этого не работавших в этом сегменте. Наверно, первым наделал немало шума "Сталкер: зона конфликта" от  кампании "З.О.В. Хабара". Беспроигрышная тема "сталкеризма", очень популярного в те годы, должна была сделать проект коммерчески успешным, но..  Не знаю, насколько проект оказался выгодным финансово, но в целом отзывы о нём были так себе — от мягкой формулировки "непритязательная" — об игровой механике до матов о хрупкости смоляных фигур от казуалов не имеющих никакого отношения к моделизму и варгейму и, соответственно, слабо понимающих специфику материалов. Понимающие люди, впрочем, фигуры хвалили.. но этим в основном хорошее и заканчивалось. Ещё этот проект запомнился забавным скандалом между разработчиком правил и издателем..


Фигуры из "Сталкера".

Следующим проектом, о котором мне хочется упомянуть, стал "WARMATUS". Опять таки скирмиш. На этот раз по фэнтези миру. Симпатичные смоляные фигуры (вроде бы 40мм размера) и.. не знаю, что ещё добавить.. Разработчики уже который год двигают эту систему, но пока я не  вижу чтобы она "массово" взлетела.. По игровой механике отзывы не слишком впечатляющие, а вот фигуры нравятся многим.. С другой стороны упорство разработчиков оставляет надежду на долгоживучесть проекта.   


Фигуры из WARMATUSа.

Вообще, надо сказать, в похожем "жанре" (некоторое количество красивых миниатюр, обычно в смоле, на фэнтезийную или фантастическую тематику + некие правила для игры) сейчас работает несколько разных команд. Те, кто интересуется подобной тематикой сразу же вспомнят "Обратный отсчёт""Легенды Сигнума" и наделавшую последнее время немало шума "Гидрофилию". Тематика этих игр, честно говоря, совсем "не моя", поэтому не буду подробно на них останавливаться. Скажу лишь, что фигурки красивые, а "Гидрофилия" смогла неплохо выступить на "Бумстартере", собрав 326 тысяч вечно деревянных (при минимуме в 200 тысяч) — для нашего "чахоточного рынка" это очень неплохо, хотя и совсем не сравнимо с тем, как размещаются подобные западные игры с миниатюрами на "Кикстартере" (есть расхожее мнение, что хорошие фигурки позволят продать через "Кикстартер" любую игру). 


Стартеры "Гидрофилии".

Среди всего это "шабаша фантастических скирмишей" 😉 внезапным "бальзамом на душу исторического варгеймера" стало продвижение в конце 2016 года игровой системы "Cold Peace". Игра пытается занять ту нишу "гипотетической войны СССР с Западом в 80-х", которую относительно недавно бросила "Звезда" со своей "Битвой за нефть" (выходившей под лейблом "Hot War" 😉 ). Вообще-то, это не первый случай, когда игроки "с матами и ломами" пытаются используя неплохие звездовские фигуры и девайсы сделать что-то своё в игровом смысле. Но в данном случае разработчики вроде бы собираются сделать коммерческий продукт на основе наборов "Звезды", смоляных фигур Александра Гусева (прекрасно известного в нашем сообществе как Алекса) и маркеров, которые, насколько понял, должны выпустить "Правильные игры". Несколько пугает, что издателем игры заявлена Pandora's Box Studio, не имеющая опыта издания подобных игр (да и вообще занимающаяся продажей в основном аксессуаров для игр). Как, впрочем, удивительно, что смоляные фигуры Алекса (чудесные, но очень хрупкие) запланировано использовать как игровые. Но о самой игре я слышал неплохой отзыв от камрада Hostum'а, попробовавшего её на Skirmish Day 2016.  

 
Фотография показа "Cold Peace" на "Игроконе-2016".

"Пунктиром" пройдясь по проектам новых небольших команд и компаний теперь я хочу вновь вернуться к "монстру" игровой индустрии России — "Звезде". Дело в том, что камрад Семаргл в своей статье остановился лишь по сути на трёх игровых системах от "Звезды" — "Эпохе битв", "Кольце власти" и "Звёздном десанте". На самом деле их было больше — были в своё время "гексостратегии", была отдельная игра по Сэнгоку Дзидай со "старыми" японскими наборами в 1:72 (даже подзабыл уже название этой игры), была "Полтава", которую Семаргл упоминал в статье про "Эпоху битв" , но которая принципиально отличалась по движку от других игр "линейки ЭБ". Но это всё "дела давно минувших дней" — я же хочу упомянуть об играх выпускавшихся относительно недавно.


"Великая Отечественная" — первая игра в звездовской линейке "Art of Tactic".

Да-да, я хочу напомнить в этом обзоре об играх линейки "Art of Tactic". По какой-то загадочной причине "Звезда", запуская свою "Великую Отечественную", первую игру этой серии, решила использовать название практически полностью повторяющее название игровой системы Алексея Калинина (разница в одну букву "s"). Абсолютно непонятно, зачем это было сделано — ничего, кроме зубоскальства по этому поводу в среде опытных варгеймеров, "Звезда" от такого демарша не приобрела. Скандал на абсолютно ровном месте. Хотя, конечно, "чёрный пиар это тоже пиар" (с).

В любом случае "Великая Отечественная" получилась относительно неплохой игрой для  своего сегмента — прежде всего для детей и подростков. В минусе была сложная сборка некоторых наборов (с ужасом я вспоминаю, как собирал сыну советскую зенитку в ещё журнальном варианте, с которого всё начиналось), но в целом таких сложных наборов было не так уж и много. В плюсе — красивые миниатюрки и модели (и не такая уж сложная игровая механика, хотя с историчностью там, конечно, вопросов было "выше крыши", как обычно). Надо сказать, что "Звезда" удачно "попала в струю" с этой игрой  — мини-наборы фигур в 72-м масштабе закрывали многие темы, которые ещё были не раскрыты (хотя "сидящие под 72-м" и материли "Звезду" за безбожный ценник в пересчёте на фигуру), а техника в 1:100 прекрасно подходила и для играющих 15мм в "Flames Of War" — систему популярную во всём мире (хотя и дико "попсовую" на мой вкус)..


"Сёгун. Битвы самураев".

На волне этого успеха "Звезда", как это бывало уже не раз, вместо того, чтобы "добивать тему", бросилась "охватывать новые сегменты". На том же движке была  заявлена упомянутая выше "Hot War", а также "Сёгун. Битвы Самураев". Причём, вторые включали в себя как игру по правилам Кривенко, так и игру по правилам Ричарда Борга. Под этот проект "Звезда" не побоялась вложиться и выпустить новые мини-наборы самураев и асигару, хотя у неё были три прекрасных больших старых набора.

Я написал в своё время и обзор по содержимому коробки, и обзор игры Борга. Добавить что-то сложно, разве что могу сказать, что собственно своя игра по самураям у "Звезды" вышла довольно сырой, фигуры получились крайне сложные в сборке для казуалов (которые должны были стать основными потребителями игры), пластик был слишком хрупкий (больше подходящий для диорамщиков, а не игроков). Вообще, с чисто коммерческой точки зрения, на мой взгляд  были допущены ошибки — выпусти Звезда игру чисто Борга, имхо, она могла бы сократить расходы раза в полтора, а продавалась бы она ничуть не хуже чем "2 игры в 1 коробке". Закончилось всё предсказуемо — "Звезда" закрыла самурайский проект, как, впрочем, и "Hot War" (почему "не пошла" и эта тема — это уже отдельный разговор.)..


"Непобедимая Армада".

Последней игрой линейки "Art of Tactic" стала "Непобедимая Армада" — игра про морские бои (всё-таки игры, где с каждой стороны по 1-3 корабля я не готов называть "сражениями"). Почему Константин Кривенко решил продвигать эту игру под тем же лейблом, что и "Великую Отечественную" и "Hot War" мне не совсем понятно — игровая механика, конечно, там была совсем другая (впрочем, тут, похоже, была та же логика, что и с "Полтавой). Хотя, надо отметить, что на коробке был и ещё один лейбл — "The Ships. Historic Wargame".

Мне довелось немного поиграть в эту игру. На мой вкус она довольно забавна, хотя, как водится, и не без косяков. Как и следовало ожидать от "Звезды", для игры были сделаны весьма симпатичные модели кораблей. Они казались несколько крупноватыми в сравнении с традиционно используемыми для подобных игр корабликами, но для боя "малых групп" или "1 на 1" вполне годились. Многие начали собирать эту серию, но… по последней информации "Звезда" закрыла и её :(. В итоге на данный момент "на плаву" осталась только "Великая Отечественная", первая игра когда-то большой линейки игр..   


"Куликовская битва" от Алексея Разыграева.

До этого момента я рассказывал о варгеймах с миниатюрами. Думаю, что рассказал, далеко не о всех играх этого жанра, но всё же, надеюсь, "обозначил тренд" ;). Однако, жанр варгеймов не ограничивается только играми с фигурками — в мире не менее известны и чисто "картонные варгеймы". В России как-то уж так сложилось, что у играющих в них более "хардкорная репутация" и "узок их круг, страшно далеки они от народа" (с).

Тем не менее, появившаяся в 2009 году компания "Status Belli" рискнула работать в этом непростом сегменте варгеймов. Компания успела выпустить несколько игр Алексея Разыграева — "Курск 1943. Огненная дуга.""Куликовская битва, 1380.""Полтавская битва, 1709." , "Бородинское сражение, 1812" , "Сражение" и "Смуту, 1605-1612" (последняя относится к настолкам стратегического плана, а не варгеймам-сражениям). А также "Оборону Порт-Артура" (автор Tetsuya Nakamura). К сожалению, дальнейшая судьба компании мне не известна — давно не слышал о ней каких-либо новостей, а судя по тому, что сайт её не работает, а группа ВКонтакте закрыта, то ждать чего-то уже  не приходится.. А жаль, когда-то компания планировала издать ещё множество игр, в том числе и западных.. 

 
Компьютерная игра в стилистике варгейма.

А закончить я бы хотел вообще отсылкой к  редкому в российском варианте варгейму — компьютерному. Сами по себе компьютерные варгеймы не особая редкость — но вот для российских разработчиков это, прямо скажем, не слишком-то знакомая тема. А тут присылает мне Игорь-Foger ссылку на такой варгейм —  а там разработчики-то наши отечественные, что характерно — из города Орла. И даже уже можно купить.

В общем, если повспоминать, да свести всё вместе, то выходит, что много чего происходило и происходит в русском варгейме. 😉

P.S. Вот так получилось, что я взялся написать комментарий, а написал ещё одну часть к статье камрада Семаргла. Нагло набился, получается, в соавторы. 😉 При этом совершенно не уверен, что всё описал корректно — может быть был где-то предвзят, что-то описал некорректно или недостаточно подробно. Поэтому предлагаю всем, кому есть что добавить по "новейшей истории русского варгейма" — написать об этом на форуме. 😉

P.P.S. Камрады указали мне, что рассказывая при игры с миниатюрами начала 201-х я не указал достаточно известный стимпанк-проект "Викториум". Проект, к сожалению, загнулся ещё в начале 2013 года, хотя фигурки из него, как нынче говорится, "доставляли"..

Также хочется ещё уточнить к второй части статьи Семаргла, что правила "на кораблики" из книги Попова и Орлова ранее (в первой половине 80-х) публиковались в журнале "Костёр", поэтому многих "старых варгеймеров" зацепили намного раньше по времени. 



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

«Продани». Продажа настольных игр без посредников

Добро пожаловать на сайт  Прода Н И или  Продай Настольную Игру! Это площадка для продажи настольных игр, как новых, так и уже побывавших на столах. Наша задача — сделать максимально удобный ресурс, где можно быстро продать настольные игры продавцам, а покупателям приобрести игры по лучшим ценам!...

09 07 2020 3:26:36

Обзор настольной игры «Ордонанс»

Коробка « Ордонанса» вызывает воспоминания о коробке с надписью « Зельеварение. Практикум». Тот же размер, похожее оформление, разве что цветовая гамма чуть темнее. Внутри коробки находятся правила, колода из 56 карт, 2 линейки местности (полоса бумаги 2х20 см) и несколько календариков с рекламой игр Д Г « Столица». Впечатления от игровых карт неоднозначны. С одной стороны, смысловую нагрузку несёт около 5% поверхности карты – полоса у верхнего края карты высотой около 1 см. Всю остальную часть карты занимают гравюры французского художника Гюстава Доре. Возможно эти работы выглядят впечатляюще, если любоваться ими в музее, но в качестве иллюстраций к игровым картам они подходят плохо. Чёрно-белые изображения, изобилующие мелкими деталями выглядят как жалкое подобие красочных изображений на картах любой другой настольной карточной игры. С другой стороны, карты отлично выполняют игровую функцию, символы на них хорошо различимы, а на гравюры в ходе игры смотреть незачем....

08 07 2020 21:19:47

7 Wonders: инструмент для подсчёта очков за науку

Скажем, вы хотите узнать, сколько получите за комбинацию 4-3-2. Для этого нужно сделать вот что:...

05 07 2020 20:17:35

Pocket Ops – крестики-нолики со шпионами

Дополнительным аспектом игры является предугадывание ходов оппонента, за счёт чего и открывается новый взгляд на игру....

04 07 2020 9:43:45

World of Warcraft. Мир приключений — распечатай и играй

Скачать материалы для игры World of Warcraft. Мир приключений...

02 07 2020 12:27:52

Fabled Fruit – распечатай и играй

Колода карт с фильмами уложена по порядку их выхода на экраны. Игроки имеют дело с этим картами строго в порядке их номеров. Когда поставлены все фильмы с одним номером, открываются 4 фильма со следующим номером. Как только один из игроков-режиссёров поставил указанное число фильмов, игра заканчивается. Следующая игра начинается с теми же картами фильмов, которые находились на столе в конце предыдущей партии. И так — пока не закончится колода фильмов....

01 07 2020 22:59:28

Артиллерия для «Братства Девяти»

— Баллиста в начале игры заряжена — Чтобы воспользоваться Б, надо на нее встать воином и выполнить действие этого воина в рамках правил. Выстрел составляет одно действие. — Стреляет баллиста по прямой в любую сторону подобно лучнику, но без ограничения дальности. Наносит 2 очка урона. Если первый воин умер при нанесении 1 урона, то второй урон получает стоящий за ним по прямой. — Чтобы Б еще раз выстрелила, надо ее зарядить. На это тратиться также одно действие стоящего на ней воина. (можно отмечать спец жетончиком факт того, заряжено или нет). — Квеблир не может стрелять и заряжать Б, но может угнать орудие. Для этого ему надо зайти на гекс орудия и (уже в другом ходе) потратить два своих доступных действия на передвижение орудия на 1 ячейку. — Защита у воина на орудии Н Е работает, так что наложить щит нельзя....

30 06 2020 12:52:50

Перевод карточек для «Dominant Species»

Скачать перевод карт для игры Dominant Species (doc, 36 Kb)...

28 06 2020 16:54:50

Nothing Personal — распечатай и играй

Файл с жетонами многослойный. На отдельных слоях «форма» жетонов. Можно выбирать между квадратными, восьмиугольными и круглыми жетонами....

26 06 2020 9:15:11

7 мая в Москве состоится турнир по «Великой Отечественной»

Турнирные правила " Великой Отечественной"...

25 06 2020 1:47:13

Новости TTS. Выпуск 49

Persona 5: The Board Game (2019) – Автор: MingYang Lu – Тематическая, 1-2 игрока, 45 минут – Adventure, Print & Play, Puzzle – Cooperative Play – Игроки TTS: 6819 – Список игр на BGG Приключения подростков....

23 06 2020 1:30:39

Пнп-игра про снайперов «Перевал»

Игра предназначена для двух игроков, не требовательна ко времени как на освоение так и на проведение партии....

22 06 2020 6:37:29

Знакомство с «Братством Девяти»

– конечно, своей механикой и игровым процессом, особенно учитывая, что проработка деталей была небыстрой и заняла у авторов около года; – всем любителям стратегий и при этом всем любителям недолгих игровых партий; – всем интересующимся русскими настолками и вопросами их издания в нашей стране; – качеством компонентов с учётом своей бюджетности, ведь на полках магазинов игра выставлена всего за 270 рублей....

21 06 2020 19:35:55

Жизнь и смерть «ЮНСИ»

Компания Ю Н С И продолжает существовать. Но история её закончилась. История людей, которые были одними из первых, но безнадёжно отстали. История авторов игры « Рынок», не сумевших найти своего места на этом самом рынке. История любителей настольных игр, так и не ставших профессионалами. Грустная история....

20 06 2020 22:43:27

Плагиат в настольных играх

Опять же, правила и игровая механика идентичны оригиналу. Единственное отличие дизайн всех элементов и название игры. Много об играх писать не буду. Оригиналы давно известны и про них много сказано. Расскажу про качество сразу обеих игр, так как выпущены они одной компанией. Исполнение вызывает смешанные чувства. С одной стороны – картон карточек отличный, плотный, хорошо разрезанный. Не хуже чем в Каркассоне, например, или в оригинальных играх. Однако, сильно страдает графическое исполнение. Дизайн просто отвратительный. Все изображения явно взяты из клипартов, никаким эксклюзивом и не пахнет. И даже не смотря на то что производители пытались скопировать общий стиль игр-оригиналов и цветовую гамму, результат получился никудышным. Оформление пропитано безвкусицей. Сказывается экономия на всем. Например, в Скотланд- Ярде вместо кепки мистера Икс – картонный козырек на резиночке. Хотя я видел такой на фотографиях одного из первых очень старых изданий оригинального Скотланд- Ярда. Учитываю цену на эти игры можно простить все эти недоделки. Для людей стесненных в средствах эти игры будут просто отличным вариантом (10 долларов за игру, притом, что Скотланд- Ярд в Киеве сейчас стоит около 50 долларов). Но чего нельзя простить так это факт откровенного плагиата. Фирма-производитель в этом не виновата, я так думаю, наверняка они даже не подозревали о существовании прототипов этих игр (обратите внимание, что на приведенной стрнице, в левом нижнем углу изображен фрагмент игрового поля Игры Престолов). Чего не могли не знать издатели – компания « Ариал» (обратите внимание, что страничка с играми находится на сайте детской обуви). У них так же есть еще множество игр таким же образом «украденных». Например, настольная игра « Коломбо» является копей многими любимой Cluedo. О клонах Монополии я вообще молчу. В итоге хочу сказать, что этот пример является довольно показательным, и подобное происходит у нас на каждом шагу. Давайте будем уважать свой труд и труд других....

19 06 2020 9:35:12

Впечатления от Small World: River World

Большинство  расширений вводит в игру новые расы или способности, но здесь нет ничего подобного. Ничего. Даже наоборот, правила рекомендуют убрать из игры одну из способностей страха, ставшую сверхмощной. Так что же мы получаем в дополнении?...

18 06 2020 5:29:51

Руководство к обучению настольным играм

2. Расскажите о теме игры в целом. Обрисуйте игровой мир, объясните роль каждого игрока и цель, которую он должен достигнуть для победы....

16 06 2020 23:59:30

Мнение о «Gears of War»

Интересной находкой стало и решение привязать количество здоровья персонажа к числу карт на руке. Получив пулю, осколок или зуботычину, игрок теряет определенное количество карт с руки, как только терять становится нечего, фигурка солдата укладывается набок и ждет помощи товарищей, игра проиграна только тогда, когда все бойцы прилегли отдохнуть. В любом шутере первостепенную роль играет вооружение, настольный шутер — не исключение: пистолеты, штурмовые винтовки, дробовики, гранаты, снайперские винтовки, гранатометы.  Выдана возможность подбирать с убитых вражин оружие и шариться в сундуках на предмет поиска новых убер-пушек и боеприпасов.   Оружие обладает, в основном, двумя режимами огня: обычный и повышенный, во втором случае увеличивается возможность нанесения повреждения врагу в виде дополнительных бросков, но происходит расход боеприпасов. Урон определяется броском кубиков. Получивший «подарок» выполняет в свою очередь броски защиты, число кубиков зависит от типа супротивника и самое главное  – наличия или отсутствия укрытия. Вообще роль сооружений и предметов интерьера, защищающих бренные тела от повреждения, очень велика, особенно для уязвимых бойцов-людей. Сравните, если в открытом поле персонаж может спасаться только одним кубиком, то, удобно устроившись за крепким парапетом или массивным столом, боец получит уже 3 кубика защиты....

14 06 2020 5:31:18

Sagrada. Обзор игры

В начале игры каждый игрок выбирает из 4 предложенных одну схему размещения цветных элементов создаваемого им витража размером 4х5 ячеек. Типичная схема выглядит следующим образом:...

09 06 2020 20:28:13

«Заповедник». Отечественная новинка!

Слово автору:...

07 06 2020 15:40:10

«Lost Cities» (Затерянные города) — распечатай и играй

3) вырезать их и играть!...

05 06 2020 14:46:47

Первые впечатления от Tyrants of the Underdark

Само колодостроение в Tyrants проискает из модели Ascension, хорошо знакомой российским игрокам по « Звёздным империям». Есть рынок, мы покупаем оттуда карты, рынок тут же пополняется. Какие карты на нём появятся предсказать нельзя, т.к. они открываются из колоды. Основные эффекты колодостроения также привычны: дополнительные деньги, дополнительная атака, «набрать карту», часть эффектов связана с полем: выставить дополнительные фишки, убить врага, заменить его своей фигуркой....

02 06 2020 10:11:36

Friday – распечатай и играй

В комплекте все карты, правила, коробка, жетоны, подставки под колоды. Жетоны сделаны с запасом (3 запасных). Карты и рубашка — полноцветные, не эконом, метки реза по лицевой стороне, добавлен запас на смещение при печати....

31 05 2020 23:14:49

Hero Realms — распечатай и и играй

Формат карт: — основные карты — 63*89 (совпадает с официальной локализацией) — большие карты — 89*126...

30 05 2020 7:29:47

Весёлые картинки, № 96

Мальчик и его мипл...

29 05 2020 15:50:10

Компьютерная версия «Kingsburg» на русском языке

Скачать облегчённую компьютерную версию Kingsburg на русском языке — без картинок (jar, 4 Mb)...

28 05 2020 16:14:54

Нужна помощь в тестировании «Сказок»

Что есть и что требуется....

27 05 2020 9:54:21

Battlestar Galactica – распечатай и играй

Перерисованы карточки, карточки персонажей просто подправлены, почти все жетоны кроме значков центурионов, ядерных бомб да подготовки к прыжку. Игровое поле не трогал так как там совсем другой уровень, моя не справится....

26 05 2020 8:12:45

«Pastiche» — распечатай и играй

Категории: ренессанс, образование, абстрактная стратегия...

24 05 2020 13:40:41

«Робин Гуд» в «Шервудском лесу»: сравнение двух новинок

Главное различие в них, которое можно уяснить для себя до вскрытия коробки — это автор. У Шервуда на обложке значится некий Nils Finkemeyer — если обратиться к BGG, то можно выяснить, что это его первая, и, скорее всего, последняя игра — т. к. с рейтингом 5.5 для первого проекта делать в игровом настольном бизнесе сейчас нечего. Рейтинг у Робина Гуда тоже не впечатляет — 5.7. Но если посмотреть на другие графы, то всё встаёт на свои места — 6.74 средний (этот рейтинг характерен для игр из первых 400-500 позиций), но маленькое число проголосовавших, а также год издания (2005) влияют на общую статистику. Комментарии к игре пестрят сообщениями: «когда же выпустят на английском?», «когда будет переиздание?» и т. п....

23 05 2020 1:42:52

Новости TTS. Выпуск 26

– Стратегическая, 1-4 игрока, 30 минут...

22 05 2020 22:58:33

Мачи Коро – 2018

...

21 05 2020 10:30:50

Ticket to Ride: Asia – распечатай и играй

Формат JPEG....

20 05 2020 6:50:47

Новости Kickstarterа. Выпуск 40

Ghost Star (2019) – Автор: Pete North – Тематическая, 1 игрок, 45 минут – Adventure, Card Game, Dice, Exploration, Horror, Science Fiction – Role Playing – Помощники: 1009 – Список игр на BGG Разведка заброшенной космической станции....

19 05 2020 11:12:17

Скоро в продаже — «Тигр и Евфрат» и «Королевская почта»

И это ещё не всё! По некоторым данным нас ожидают ещё несколько локализаций. Все подробности я обязательно сообщу в ближайшее время, а пока будем с нетерпением ждать ноября и новых настолок....

18 05 2020 16:55:48

Впечатления от игры Runebound (третья редакция)

1. Почти нет даунтайма...

17 05 2020 12:35:36

ПНП-редизайн «Серого кардинала»

Правила игры...

16 05 2020 22:13:38

Новости Kickstarterа. Выпуск 46

On Mars (2019) – Автор: Vital Lacerda – Стратегическая, 1-4 игрока, 120 минут – City Building, Economic, Exploration, Science Fiction, Territory Building – Area Control / Area Influence, Hand Management, Pick-up and Deliver, Point to Point Movement, Tile Placement, Variable Phase Order – Проект заканчивается: 4 мая – Помощники: 5662 – Список игр на BGG Соперничество строителей марсианский колоний....

15 05 2020 22:41:39

Grizzled выйдет на русском с дополнением

Друзья, наступает замечательное предпраздничное время. Думаю самое время начать вас поздравлять. Что у нас там первым идет? Католическое Рождество? Прекрасно, вот с нас небольшой подарок и, как обычно, это анонс....

14 05 2020 11:47:27

Обзор игры «Викинги»

Компоненты:...

12 05 2020 14:36:21

Нужны компаньоны для заказа «Exile Sun»

2. Стоимость одной копии — 1200 рублей. ( Себестоимость — $150 + $45 за 5 копий, т.е.$39 за копию). ...

11 05 2020 10:17:33

Легенды Сигнума. Обзор игры

Но это не просто поединок. Помимо поля боя с солдатами на нем игрокам предстоит еще и развивать города! Неожиданно, не правда ли? Получается эдакий симбиоз, солдатики и плюс еще какое-то развитие. Город изначально — это пустое место на столе перед игроком. В процессе игры туда можно будет выкладывать карты зданий. Они нужны для двух целей. Во-первых, многие здания можно раз в ход активировать, чтобы получить какой-нибудь бонус для героя, например, повысить атаку или защиту. Во-вторых, несколько зданий позволяют вводить в игру местности — т.е. выкладывать на поле боя специальные картонные жетоны, обозначающиеся различные виды препятствий. Что-то замедляет бойцов, что-то позволяет укрываться от стрел, что-то, вообще, непроходимое, можно только обойти стороной....

10 05 2020 0:41:12

Подкаст 044. Потерянный эпизод. Едем на Игрокон-2017

09:30 — Бронза. Потенциальная громкая премьера...

08 05 2020 0:21:43

«Львиное Сердце» — новая локализация от «Звезды»

Вот как выглядит игровое поле:...

07 05 2020 12:47:17

Описание игры «Ticket to Ride: USA 1910»

Вернемся к игре Ticket to ride — это классика в мире настольных игр. Общепризнанная семейная игрушка с несложными правилами и быстрыми партиями. Наконец- то и мне удалось поиграть в паровозики. Играли мы на дорогах С Ш А. На дворе стоит 1910 год, На карте С Ш А появляются все новые и новые железно- дорожные маршруты....

06 05 2020 19:28:53

FAQ по игре «World of Warcraft: The Adventure Game»

Помимо этих вопросов (да-да, их всего три), FAQ содержит перечень опечаток в правилах (1 штука) и на игровых...

05 05 2020 18:18:18

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::

Стоит ли играть? Какие будут эмоции? Какая игра годится для семейного вечера, а какая - для молодежной вечеринки? Узнайте здесь!