Плитка моей мечты. Обзор игры Azul
Издательство Plan B Games стало известно благодаря успеху выпущенной им игры Century: Spice Road, а сейчас, на выставке в Эссене, оно представит ещё одну игру в том же духе – Azul от немца Michael Kieslingа. О ней – в обзоре, который написал W. Eric Martin. Материал подготовил тов. Pard.
В недавнем обзоре нового издания игры Alexand Rendolphа Venice Connection я рассказал о том, что в игре используется принцип игры Ним. Игра Ним чрезвычайно проста: перед игроками находятся несколько кучек разных предметов. Они по очереди берут любое число предметов, но только из какой-то одной кучки. Побеждает тот, кто взял последний предмет. К сожалению, задача по выигрышному действию игрока в этой игре уже математически решена, но её суть часто используется в разных хороших играх.
Azul – одна из таких игр.
Тема игры смешна. Игроки облицовывают плиткой дворец, заполняя разноцветными плитками стену, размеченную сеткой 5х5 клеток. Но игра заканчивается, когда кто-то из игроков выложил всего одну линию в этой сетке, так что и у него, и у других игроков в стене останется множество незаполненных пустот. Вряд ли какой-нибудь заказчик будет доволен подобным результатом труда.
Не важно. Тема игры – это просто приманка, а по сути она вовсю использует идею игры Ним, о которой я сказал выше.
В начале каждого раунда вы заполняете плитками, полученными с фабрики, пять, семь или девять витрин (в зависимости от того, сколько участвует игроков – два, три или четыре), выкладывая на каждой витрине по четыре случайные плитки, которые вы достали из мешка. А затем помещаете маркер первого игрока в центр стола. Каждый игрок по очереди выбирает витрину или центр стола, и берёт оттуда все плитки одного цвета. Эти плитки игрок размещает на своём складе, в один ряд. Если игрок брал из витрины, то оставшиеся на ней плитки перемещаются в центр стола. Первый, кто возьмёт плитки из центра стола, вместе с ними получит маркер первого игрока.
Начало партии для трёх игроков. Что взять?
Если игрок не смог поместить все взятые плитки на свой склад (а в нём 5 рядов длиной от 1 до 5 клеток), то все лишние плитки ему придётся положить в свою область отходов, и все они дадут ему штраф. В любой незавершённый ряд можно докладывать плитки, но только того же самого цвета.
Игроки по очереди растаскивают предложенные фабрикой плитки, пока не останется ни одной, и из каждого завершённого ряда своего склада игрок может пустить в дело (облицевать стену) одну плитку. Остальные плитки такого ряда сбрасываются в коробку с игрой. Каждая пошедшая в дело плитка принесёт игроку очки, а чем гуще выложены плитки, тем больше очков они дают. Плитки в незавершённых рядах остаются у игроков на следующий раунд. Раунды продолжаются до тех пор, пока кому-нибудь не удастся полностью выложить один горизонтальный ряд плиток на стене дворца. В конце этого последнего раунда игра заканчивается, и игроки получают дополнительные очки за завершённые ряды (не много) и столбцы (побольше), а также за завершённые цвета (больше всего).
Вот и все правила игры. Три сухих абзаца, которые никак не передают ту удивительную напряжённость, которая возникает во время игры. В первом раунде вы в основном пытаетесь взять то, что кажется вам лучшим. Вы можете взять три плитки одного цвета? Берёте. Можете взять только две? Тоже берёте. Но погодите! Какие плитки уйдут в центр стола и сколько лежат на витринах? Какой цвет взял игрок перед вами, и не сделаете ли вы своим действием подарок ему на следующий ход? Вы начинаете понимать игру, делать правильный выбор, затем раунд заканчивается, вы получаете несколько очков, и тут игра оживляется.
У каждого игрока есть незавершённые ряды плиток каких-то цветов, все высматривают, как бы самому получить нужное, и при этом не позволить сделать то же самое противникам. Следующему за вами игроку для завершения ряда нужны две жёлтые плитки? Значит, нужно их забрать! Пусть он берёт по одной плитке в ход и тем самым сбрасывает много плиток в центр стола, а вы их потом возьмёте себе.
Не самый лучший первый раунд: завершены только два ряда – синяя плитка будет сброшена
Каждый раунд в игру добавляется одинаковое количество плиток, но распределяются по цветам они неравномерно. Выгодно брать большие партии плиток одного цвета, чтобы быстро и часто заполнять четырёх- и пятиклеточные ряды склада. С другой стороны, такие длинные ряды часто будут оставаться незавершёнными, и вам вряд ли удастся завершить столбцы или собрать полные наборы одного цвета, которые приносят наибольшее количество очков. Поэтому решайте свои проблемы с помощью противников, а для этого:
1. Обращайте внимание на то, кто что берёт, и
2. Берите плитки из правильных мест и в правильное время.
Понимать последний совет начинаешь только после того, как уже сыграл пару раундов. Например, если берёшь одну красную плитку не с последней витрины, а из центра стола, то кто-то другой возьмёт плитку с этой витрины, и тогда в центре стола окажутся уже не две, а три синие плитки, поскольку дополнительная синяя плитка будет сброшена с витрины в центр стола. Или вы видите, что три синих плитки уже лежат в центре стола, а все остальные игроки уже заполнили синим цветом свои 4-5-клеточные ряды, или собирают в них какой-то другой цвет, и не могут взять синий, поэтому вы можете подождать несколько ходов, пока они не скинут в центр стола несколько ненужных им синих плиток, а вы сразу же заполните ими свой 4-5-клеточный ряд. Любой, кто играл в Magic: The Gathering или другие похожие игры, знает это напряжение: как долго вы можете ждать прихода чего-то крайне нужного?
Во втором раунде вы делаете ход вторым. Что будем собирать?
Фотографии начала каждого раунда в Azul – как сцена в фильме Матрица: Революция, когда Нео и Троица ненадолго поднимаются над облаками, чтобы посмотреть на солнечный свет, которого они, возможно, больше никогда не увидят, – и затем попадают в гущу битвы. Итак, в витринах выставлены новые плитки, битва вот-вот продолжится, и вы не знаете, что произойдёт дальше. Как заполучить нужные плитки и избежать ненужных?
При игре вдвоём напряжение ещё сильнее, поскольку вы точно знаете, что, если вы не возьмёте какую-то плитку, то её возьмёт противник. Это точно напоминает игру Ним: если я возьму эту плитку, тогда вы, скорее всего, возьмёте эти две, значит, потом я смогу взять вон те, а через ход собрать весь ряд. Я, конечно, могу взять эти четыре плитки, но если я оставлю их и заставлю вас взять их, когда у вас нет места для них, то вы потеряете шесть штрафных очков, что почти столько же, сколько наберу я, забрав эти плитки.
Вы можете делать такие же расчёты и с четырьмя игроками, и это может быть ещё более интересным. Вы видите, что следующему игроку нужна чёрная плитка, а игроку за ним – жёлтая. Поэтому, если вы возьмёте эту синюю, тогда четвёртый игрок получит много плиток, которые он не сможет использовать. Ух ты! Мы использовали аналогичную тактику в моей последней игре, чтобы игрок не мог взять две чёрные плитки, чтобы завершить ряд и, следовательно, завершить игру. (Он был единственным игроком, у которого на стене было четыре плитки в ряду.) Мы не подсчитывали итоговые очки, но этот игрок лидировал, поэтому мы все хотели сделать ещё несколько ходов и по очереди не давали ему закончить игру.
Все проблемы ещё впереди
Ещё я не упомянул о сером игровом поле – это не более сложный, а просто немного другой вариант игры, который имеет смысл попробовать, когда вы освоитесь с обычным, цветным полем. На сером планшете вы размещаете плитки по тем же правилам и с ограничением по неповторяющимся цветам, а в остальном вы можете располагать плитки так, как вам нужно – например, чтобы получить за группы больше очков.
По мере роста опыта в игре я стал набирать больше очков, собирая размещаемые плитки группами. Но тем самым иногда просто загоняешь себя в угол. Например, на фотографии выше я близок к тому, чтобы закончить второй столбец. Если, конечно, я смогу добрать плитки во второй и четвёртый ряд склада. Но если я помещу в четвёртый ряд этого столбца чёрную плитку, то мне придётся помещать чёрную плитку и в пятый ряд соседнего, третьего столбца стены. Но я не могу даже начать работать над этим, поскольку пятый ряд склада занят далёкими от завершения жёлтыми плитками. И пока я их не очищу, я чёрные плитку туда добавить не смогу. Замечу, что этот проклятый жёлтый цвет даже не принесёт мне много очков, но, раз уж я его начал, придётся его завершать. А если я вместо этого помещу чёрную плитку четвёртого ряда в третий столбец стены, то я не смогу разместить во втором столбце гoлyбую и жёлтую плитки. Иначе я не смогу закончить столбец, поскольку нельзя ставить в четвёртый ряд второго столбца ещё одну чёрную плитку.
Всякий раз, когда вы берёте плитки, как в примере с этими жёлтыми плитками в нижнем ряду, вы можете вместо размещения их на складе просто сбросить в область отходов, но это как специально наступать на гвоздь. Лучше получить немного очков, чем штрафы, верно?
83 очка, несмотря на незавершённый верхний ряд
Жаль, что я сейчас не могу поиграть в Azul побольше – мне нужно написать ещё много обзоров перед Эссеном. Но я к нему обязательно вернусь!
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Карты выполнены на твердую пятерку: яркие цвета, хороший картон, прямая вырубка. Поле сделано на удивление хорошо для России, где традиционно не могут (не могли?) в человеческие складные поля. Но самый смак – это толстые акриловые жетоны, по две штуки на игрока. Их не хочется выпускать из рук – хорошо, что только один нужно класть на трек победных очков!...
25 02 2021 11:44:29
Катастрофы (Catastrophes). Информации нет, но, вероятно в игре появятся стихийные бедствия, которые каким-то образом будут влиять на развитие игроков. ...
22 02 2021 20:18:24
Внутри можно обнаружить 42 карты с новыми свойствами и дополнительные жетоны. Дело в том, что «Время летать» не только расширяет базовую механику, но и позволяет увеличить число игроков до шести человек. А если вы предпочитаете играть вдвоём или втроём, то предлагается удалить из объединённой колоды половину карт (все свойства представлены чётным числом экземпляров). Кстати, тогда у вас получится две одинаковых «дополненных» колоды на 2-3 игроков каждая, так что можно будет играть параллельно двумя маленькими компаниями. Соответственно, в комплект входит ещё один кубик....
21 02 2021 10:48:51
Маленькие каунтеры. Маркеры выстрелов, ран и хода, а также жетоны оружия и предметов. ...
20 02 2021 18:37:55
Вы голосуете за ту настолку, которой нужно сохранить жизнь! Голосование будет длится примерно месяц и набравшая меньшее количество голосов настольная игра будет публично сожжена. А фотоотчет сожжения выложен в нашем блоге....
19 02 2021 12:57:59
Примечание: Этот сценарий ещё не прошёл тестирование. Пока что его следует рассматривать исключительно в качестве варианта, который позволяет отобразить в игре текущую ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке и может быть доработан. Сценарий не предназначен для соло-игры....
18 02 2021 2:18:59
Релиз новинки запланирован на 2 половину 2018 года. В России первую версию выпустило издательство «Стиль Жизни» под названием «Айс-класс». Весьма вероятно, что эта же компания локализует и вторую часть....
16 02 2021 21:32:14
Антон, вы не очень-то известны широкой игровой общественности. Поэтому, если можно, расскажите немного о себе....
15 02 2021 16:24:42
Первые впечатления от «World of Warcraft: Shadow of War»...
14 02 2021 23:42:29
Понадобится дополнительно: маркеры для учёта ранений...
13 02 2021 21:54:31
И гeймплей хорош — это НЕ филлер, а вполне себе серьёзная стратегия с драфтом кубиков. Мы в семейном кругу отыграли уже партий 15 — нравится! Добавим сюда то, что рейтинг на BGG у неё очень неплохой: только появившись в 2017 году, она уже взлетела на 212 место в общем зачёте и 8 место среди абстpaктных игр....
12 02 2021 13:35:34
Какую игру вы бы взяли с собой на необитаемый остров?...
11 02 2021 15:18:23
Новое чудо света Колизей в Древнем Риме с карточкой для его выбора. Чудо не производит ресурса, но позволяет нанимать Лидеров дешевле или вовсе бесплатно. Строительство Колизея приносит победные очки (сторона А) или позволяет ввести в игру дополнительного Лидера (сторона В). ...
08 02 2021 19:18:49
PS: помимо варианта с VR-очками в серии Escape Room планируются и ещё две новинки. Одна – про спасение с космической станции, вторая – про то, как обвести вокруг пальца кaзинo....
05 02 2021 14:28:21
Вот как выглядит игровое поле:...
03 02 2021 1:15:49
00:00 — Вступительное слово...
31 01 2021 9:26:17
Известно только, что просят за Смуту 950 рублей (сделавшие "предварительный заказ" получает скидку в размере 100 рублей). На Курск 1943, цена, кстати, упала. Теперь его отдают не за 1550, а 1150 рублей....
30 01 2021 8:55:35
Выиграет тот, кто создаст наиболее эффективную колоду карт и наберет с помощью неё как можно больше очков. О том, как это делается, расскажу прямо сейчас:...
27 01 2021 15:41:22
Игра ведется на гексагональном поле, а целью игры является уничтожение базы противника. В начале игры каждый игрок кладет гекс своей базы в любое пустое место поля. Каждая база имеет 20 HP. По факту уничтожения базы, соответствующий игрок выходит из игры (в случае игры на троих) или объявляется конец партии (в случае игры на двоих или вчетвером)....
26 01 2021 13:17:44
Вообще, в чём заключается эта самая атмосферность? Что она есть? Я подумал, и пришёл к выводу, что она складывается из двух составляющих. Первой из них является игровая легенда и те способы, которыми она отpaбатывается в игровой механике. А второй — та психология и тот способ мышления, которые поощряются и формируются игрой....
24 01 2021 5:17:50
Для этого воспользуйтесь, пожалуйста, следующими советами. Помните, что в этом деле не стоит чураться грязных приёмов. Цель оправдывает средства....
23 01 2021 3:32:10
Карты событий составляют отдельную колоду. Они нужны, чтобы на время отменять традиционные правила игры и, например, вылечить вашего героя или же подпортить жизнь вражескому. Среди этих карт встречаются и спутники героя, которые могут прикрыть его в дpaке от случайно брошенной кружки или стула. Спутники — по всем параметрам те же герои, только жизней поменьше и не столь грозные....
20 01 2021 23:58:25
Буду еще допиливать, например Тролль, который получает урон только от огня ну никак не вяжется с мифологией, вероятно заменю на вампира, как наиболее подходящего, так же есть мысли по изменению элементалей. Например элементаль воды за редчайшим исключением крайне бесполезен....
19 01 2021 0:54:58
Как отметить четвёртый день рождения «BoardGamer.ru»?...
18 01 2021 13:10:28
Следом идёт игрушка MauseZocken, которая выйдет на русском под названием Берегись мышей!. Если я ничего не напутал, то это небольшая сенсация — игра разработана Райнером Книзя специально для Звезды и будет издаваться как у нас в стране, так и за рубежом под маркой "Сириуса"....
17 01 2021 20:44:50
Первое место продолжает удерживать Тесера. В среднем пользователи (больше всего – 62,4% из России, 4,4% из Белоруссии, 4,1% из Украины) проводят на нём 5 минут 18 секунд в день, просматривая 6 страниц. Вот 5 самых популярных запросов в поисковых системах, которые приводят людей на этот ресурс, с указанием их доли от общего числа запросов:...
16 01 2021 5:30:58
Картонные компоненты: 11 предметов, 1 окно, фишка Виктора, дверь, а также восемь фишек, которыми игроки будут делать "ставки". Картон толстый, качественный....
12 01 2021 8:23:33
Добро пожаловать на сайт ПродаНИ или Продай Настольную Игру! Это площадка для продажи настольных игр, как новых, так и уже побывавших на столах. Наша задача — сделать максимально удобный ресурс, где можно быстро продать настольные игры продавцам, а покупателям приобрести игры по лучшим ценам!...
09 01 2021 10:17:37
Ну, приступим… Зовут меня Константин, а фамилия – Гeйнрих. Мне 26 лет, родился в небольшом городе Краснодарского края. Что было интересного в детстве? Играл в юношеском театре в течение семи лет, выступал на главной сцене города, ездили с гастролями по близлежащим городам и весям. Наверное, это занятие зародило во мне некоторые творческие способности, а также умение работать на публику. 🙂...
07 01 2021 0:36:28
Wanted: четвёртая редакция правил «Kobold Ate My Baby»...
06 01 2021 6:14:49
Метки реза — на выбор, рамка карт — белая....
05 01 2021 14:23:22
Крылья войны. Видео-обзор от Сергея Рябухина...
01 01 2021 23:25:41
В минувшее воскресенье мы нашли возможность провести партию. Игра заняла 6 часов, закончена была по истечении времени на пятом ходу (всего их девять). Однако надо учесть фактор первой встречи. Правила изучались по ходу дела, как обычно были и ошибки, так что реальное время партии вполне приемлимое....
31 12 2020 23:30:28
Гюнтер, скажите, разработка настольных игр – это Ваша основная профессия или сейчас Вы занимаетесь чем-нибудь ещё?...
30 12 2020 2:20:50
The Few and Cursed
– Авторы: Mike Gnade
– Тематическая, 1-4 игрока, 55 минут
– American West, Comic Book / Strip
– Area Movement, Deck / Pool Building
– Проект заканчивается: 28 июня
– Помощники: 1021
– Список игр на BGG
Выживание на обезвоженной Земле будущего....
29 12 2020 16:51:52
Я не стал делать секрета из итоговой оценки. Поэтому в обзоре постараюсь рассказать, почему я так считаю, и убедить вас попробовать этот шедевр....
28 12 2020 8:20:45
Не будем долго распространяться здесь по поводу названия и оформления: все знают, что за основу взята компьютерная игрушка времён первой Цивилизации Сида Мейера, точнее, её современная реинкарнация. Не могу судить о том, насколько успешно такое решение и прибыльно ли оно для издателя. Меня, как игрока, устроил бы и «Хозяин Большой Медведицы», и «Повелитель Paка», и, конечно же, оригинальный «Кеплер» или как там задумывали разработчики....
27 12 2020 13:55:16
Легендарный «Манчкин» во вселенной Льюиса Кэрролла со знакомыми персонажами любимой с детства сказки для компании 3-6 человек. Теперь действие происходит на большом игровом поле, где расположены монстры и такой сильный враг как Бармаглот. И дополняет игру яркие иллюстрации и незамысловатые правила....
25 12 2020 22:52:58
Затем у Оси дела как-то пошли совсем под откос. Британия стала атаковать немцев из Восточной Европы. Германия закрылась «Западным валом», но даже сброс 4 карт не остановил англичан. А тут ещё Америка с помощью «Ленд-лиза» позволила Британии походить вне очереди и занять Берлин. Казалось бы, всё уже совсем плохо, можно сдаваться…...
24 12 2020 16:29:45
Настольная игра Caylus впервые была издана в 2005-ом году. Кем, когда, почему и остальной geekstuff можно посмотреть на сайте boardgamegeek.com, чтобы не писать лишнее. Добавлю от себя только одно: в нашей компании настольщиков игру незаслуженно игнорируют вниманием и вполне понятно почему. Игровой процесс нагнетает тяжбу, увеличиваясь в своих возможностях с каждым новым ходом. Совладать и контролировать лавину возможностей, чтобы более-менее успешно достигать запланированного результата первые партии очень непросто. ...
21 12 2020 14:54:55
Данная награда присуждается ежегодно коллегией наиболее известных игроков по всему миру. Её заявленной целью является «Обнаружение выдающихся игр и разработчиков, а также компаний, издающих их»....
20 12 2020 17:41:35
Правила настольной игры «Dungeon Twister»...
18 12 2020 16:48:51
В «Хамелеоне» всё очень просто. Каждый игрок получает карточку с ключами, относящимися к 16 словам на карте темы (пример темы: президенты). Карточка темы лежит на столе, её могут видеть все. Затем игроки бросают кубики, результаты броска в сочетании с карточкой ключей определяют какое слово будет для игрока тайным. Но одному из игроков достаётся карточка хамелеона, у него нет ключей, и, соответственно, тайного слова тоже нет. Он должен придумать его сам. Затем каждый игрок должен придумать одно слово, ассоциирующееся с его тайным словом. Хамелеон, опять же, должен выдумать что-то из головы....
17 12 2020 2:30:23
Что это означает я пока не знаю, но, очевидно, с помощью этого неофициального правила играть становится труднее...
11 12 2020 19:42:29
Заходите вы в магазин, а там на полке на вас смотрит игра, перетянутая белой резинкой поперёк. Это не игротечный фонд, где все игры уже заиграны, это магазинный демонстрационный образец. Резинка там потому, что продавцы так делают с открытыми коробками, чтобы они не рассыпались — а то компоненты потеряются. Резинка на игре = нетоварный вид....
09 12 2020 17:11:19
Кто же все эти люди, заказавшие игру? Ведь есть мнение, что дуэльные военные игрушки не продаются. Тем более, такие большие и дорогие. Возможно, тут сыграл скрытый фактор. Знаете, когда в кинотеатрах впервые показывали «Властелин колец», некоторые люди сидели в зале на ступеньках, потому что сидячие места были заняты. Это были толкиенисты, любители собираться в лесу на поляне или у костра, помахать мечом, порубить кого-нибудь топором. Возможно, именно за счёт этих товарищей предзаказы и разлетаются так быстро....
08 12 2020 16:36:25
"Наша философия всегда заключалась в том, чтобы создавать семейные игры, которыми можно наслаждаться играя с друзьями, но не в одиночку. Это прямая противоположность онлайновым играм, где игрок изолируется в виртуальном мире" — отметил Эрик Отмон....
07 12 2020 21:28:51
5. Как только игрок получил карту Наёмника, её сразу же нужно выкладывать на стол....
04 12 2020 13:13:35
Надеюсь, что в ближайшие пару месяцев у меня появится возможность сыграть в эту игру. Экономические настолки меня привлекают, но, вот, Puerto-Rico как-то не пошла. Как знать, может быть мне понравится именно Cuba?...
03 12 2020 9:38:27
Хотелось бы надеяться, что я преувеличиваю и на самом деле в красивую версию ATZ можно будет играть и безо всяких особых сценариев. Взял, выставил на поле здания, воткнул героев, расставил вокруг зомби – и вперёд! Но что-то мне подсказывает, что сценарии всё-таки нужны. С ними куда интереснее....
02 12 2020 1:26:13
Отличные новости для любителей «Зельеварения»...
28 11 2020 2:32:10
Правила «Каркассона» и «Охотников и собирателей»...
27 11 2020 5:27:37
Terraforming Mars обзаведётся дополнением на русском языке...
26 11 2020 15:29:36
Если у кого-то из игроков либо на столе закончатся карты, раунд завершается. Все делают ещё по одному ходу, а затем игроки с картами на руках получают дополнительные жетоны безумия. Побеждает тот, кто первым наберёт 10 жетонов безумия....
22 11 2020 3:24:42
Перевод карточек для игры «Мрачная борьба» (Twilight Struggle)...
21 11 2020 0:13:50
Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::