Игры    

Альтиплано. Первые впечатления

Источник:

«Альтиплано» — очередная евро-игра. Снова унылое накопление ресурсов, обмен шила на мыло и получение победных очков. Так мог бы начинаться отзыв о новинке, написанный даже без вскрытия коробки. Но это – не наш метод. Новую игрушку следует опробовать, желательно, распробовать, а после – поделиться впечатлениями, отметив, что понравилось, а что – не очень. Вот об этом и поговорим. 

Краткая история вопроса. Была такая игра «Орлеан», про житьё-бытьё Средневековой Франции. У этой настолки была отличительная особенность, основная механика игры была построена на мешочках, в которые нужно было отправлять цветные кружочки, а затем тянуть их оттуда и собирать в необходимые комбинации для выполнения разнообразных действий. «Орлеан» оказался достаточно успешным, отхватил кучу номинаций в различных настольных премиях, до сих пор имеет оценку 8.1 из 10 на крупнейшем в мире портале настольных игр Board Game Geek. А  затем, как будто бы, случилось вот что: автор «Орлеана» сел и задумался, а почему бы не сделать ещё одну точно такую же игру, только другую? Так, возможно, и появилось «Альтиплано».

Из Франции мы переносимся в Латинскую Америку, высоко в горы. Но сельское хозяйство – оно везде примерно одинаково. Нам всё так же предстоит добывать еду, ловить рыбу, рубить дерево в лесах, добывать руду в шахтах. Разве что ощущается местный колорит – вместо каких-нибудь стандартных коров тут будут относительно экзотические ламы. Основная механика игры остаётся той же: мешочек, россыпь цветных жетонов, которые нужно оттуда тянуть и раскладывать на личном планшете в нужных комбинациях, а затем совершать действия. Заниматься придётся привычными вещами – добывать всякие ресурсы, а потом стараться превратить их в максимум победных очков. Вдаваться прям в детальные подробности смысла нет, в базовой своей идее игра очень проста, так что пробежимся по ключевым позициям из разряда «понравилось» / «не понравилось».

Сначала о хорошем.

Понравилось красивое оформление. Тот же «Орлеан» помнится серо-коричневой игрой с весьма суровой цветовой гаммой. «Альтиплано» в этом плане веселее, цветастее, ярче. Более, семейная, что ли, или даже более девчачья. В общем, глазу просто приятнее. Удивительная вещь, художник и в «Орлеане» и в «Альтиплано» один и тот же – Клеменс Франц, но выглядят они совершенно по-разному. «Альтиплано» — добрая, весёлая, приятная в стиле «Агриколы».

Понравилось качество компонентов. Игра – это большая куча картона, множество жетончиков и планшетов разных форм. Перед первой партией все их надо выдавить из листов и – удивительная ведь – давится всё чётко, аккуратно, без бахромы и обрывков. Прямо-таки красота. Мы даже задались вопросом, наверняка это зарубежный тираж, а в России собрали только коробку и напечатали правил. Даже не верится, что такая замечательная вырубка сделана на местных станках.

Понравилась базовая простота. На первый взгляд игра может испугать. Коробка – тяжёлая, компонентов в ней море, да и на столе выглядит всё весьма и весьма пёстро. Однако несмотря на это, игроку не приходится перенапрягать мозги и запоминать объёмные правила со множеством нюансов. Базовые правила – вот мешок, вот планшет. Тянешь жетоны из мешка и кладёшь их на планшет. Жетоны с планшета используешь чтобы получать другие, более полезные жетоны. Всё  использованное с планшета и приобретённое попадает в специальный ящик. Закончились жетоны в мешке – высыпаешь туда всё из ящика. Получается такой круговорот: мешок – планшет – ящик – мешок.

Понравилось разнообразие ресурсов. В игре порядочное количество ресурсов, штук 10 точно. И выходит так, что не всем они могут и понадобиться. На практике это выглядит так, что кто-то за всю игру может не выловить ни одной рыбы, а кто-то – вообще не касается лам или дерева. Временами, конечно, что-то требуется, но в целом можно вполне безболезненно просуществовать и без какого-то ресурса на протяжении всей партии. Отсюда и обратная ведь, если чего-то у тебя нет, что-то, наоборот, имеется в избытке.

Понравилась возможность развития. Поскольку ресурсов в игре много, всё всё равно не охватить. И есть возможность сосредотачиваться на добыче чего-то конкретного. Более того, локацию, откуда берутся ресурсы, можно развивать, открывая в ней для себя новые и более эффективные действия. Это позволяет, скажем, развивать ловлю рыбы, а в последующем получить возможность обменивать рыбу на более ценные ресурсы, которые другие игроки будут получать не на речке, а других локациях и через другие производственные цепочки.

Понравилось разнообразие партий и специализация. На старте каждый игрок получает роль, что позволяет ему проще и легче добывать какие-то ресурсы. Плюс локации располагаются на столе всегда несколько иначе. Всё это означает, что со старта для каждого участника игры намечается некая ветка развития со специализацией в тот или иной ресурс, плюс расклад текущей партии всегда заставляет придумывать что с чем лучше комбинируется и какие локации можно будет чаще посещать и как выжать из них максимум.

Понравилось, что в игре практически нет провисаний. В начале хода все «программируют» свои планшеты, раскладывая вытащенные из мешочка цветные кружки по различным действиям, а затем по очереди все эти действия выполняют. Выходит, что сперва все одновременно думают (в этот момент иногда может получиться, что кто-то справился чуть быстрее, но ждать товарищей сильно долго не приходится), а после все выполняют по очереди по одному микро-действию, пока все не спасуют.

Теперь поговорим о том, что не очень понравилось.

Механика программирования действий. Субъективный фактор, это далеко не самая моя любимая механика. Всякие там Lords of Xidit, Robo Rally, Colt Express, где нужно сперва продумать свои действия на целый ход вперёд, а потом, одно за одним их выполнять. В принципе в этом нет ничего страшного, но в «Альтиплано» зачастую надо спрогнозировать 3-4 действия, да ещё и с перемещением между локациями и субъективно это многовато. Скажем, в какой-нибудь Room 25, Oh My Goods или Wings of War тоже надо программировать свои ходы, но там действий загадывается наперёд очень мало, и это – легче.

Перемещение между локациями. Тоже не сказать, что это сильно большой минус, но в игре на механику раскладывания жетонов из мешка по комбинациями накручена ещё и механика активирования локаций. Грубо говоря, вы не можете выполнить всё, что захотите и на что у вас хватило жетонов на планшете. Каждое действие привязано к конкретной точке игрового поля и перед тем как его выполнить, на эту точку нужно ещё прийти. А перемещения – это тоже как бы действия, которые тоже заранее нужно программировать.

Длительность партии. Тот же «Орлеан» укладывался в час-полтора. «Альтиплано» официально длится до 2 часов, что означает на практике возможно и два с половиной часа и даже три. Для такой игры – это слишком долго. Прошу прощения, но за два часа можно сыграть в «Агриколу», а за три с половиной – в Eclipse. Ничего не хочу сказать плохого в адрес «Альтиплано», но по эпичности до перечисленных настолок она явно не дотягивает, а времени кушает порядочно.

Общая евро-направленность. Не сюрприз, но заниматься в игре нужно именно тем, чем и казалось: добывать ресурсы, а потом обменивать их на победные очки. И даже если не обменивать, всё равно в конце игры очки получишь. То есть всё, что нужно делать – это добывать новые ресурсы. А чтобы заработать за них дополнительные очки, нужно отправлять ресурсы на склад или на выполнение задания. Звучит несколько интригующе, но на деле что склад, что задания – это просто дополнительный планшет куда нужно положить требуемую комбинацию цветных кружков, и они остаются там до конца игры. Отсюда и замечание – не ощущается, что на протяжении всей партии ты создаёшь что-то масштабное. Да, точечное развитие есть, можно улучшать действия локаций, но в глобальном плане от начала и до конца партии ты занимаешься одним и тем же – добываешь новые жетончики ресурсов и отправляешь их потом на склад или на выполнение заданий. Прям словно какое-то промежуточное звено, получил – отправил.

Подсчёт очков в конце игры. В финале партии приходит ощущение, что чтобы ты не делал, всё равно получишь очки. И категорий, в которых они начисляются так много, что и не уследить. Субъективно показалось, что подсчёт раза в два сложнее, чем в 7 Wonders, где и так учитывать приходится немало всего. В «Альтиплано» не только куча позиций, приносящих очки, но и значения в каждой могут быть двухзначными. Для определения победителя без калькулятора не обойтись!

В целом вот ощущения такие. Игра хорошо оформлена, проста и красива, но несколько затянута, из-за чего может показаться слишком долгой и возникнуть ощущение «ну когда же уже доиграем». Стоит отметить, что о подобных претензиях часто упоминают именно применительно к первой партии и утверждают, что дальше получается лучше. Чем больше у игроков опыта, чем плотнее они знакомы с игрой, тем быстрее получаются партии. Вроде как через 2-3 сессии в два часа одна игра будет гарантированно укладываться.

Пока что сравнивая «Альтиплано» с «Орлеаном» можно отметить, что обе они хороши. Но именно пока что «Орлеан» нравится больше, потому что в нём более прямолинейная механика пусть даже при менее привлекательном оформлении. Да и партии получаются быстрее. С другой стороны «Альтиплано» больше подходит для более широкой аудитории. Графическое решение игры привлекает внимание, ми-ми-ми-шные ламы играют на пользу женской части, а сама игровая механика хотя и приобрела некоторые навороты, при этом осталась достаточно простой, чтобы быть доступной даже для новичков.

В общем, евро, ещё одно хорошее евро с красивым оформлением.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Вопросы о настольных играх

3. Почему в Кингсбурге чемпион приносит игроку камень, да еще в таких огромных количествах? Неужели там в каменоломнях так опасно? И да, почему он такой страшный?...

01 08 2020 10:20:56

Правила игры «Cuba» на русском языке

Надеюсь, что в ближайшие пару месяцев у меня появится возможность сыграть в эту игру. Экономические настолки меня привлекают, но, вот, Puerto-Rico как-то не пошла. Как знать, может быть мне понравится именно Cuba?...

31 07 2020 20:30:29

Raptor. Обзор игры

Разборки в джунглях...

30 07 2020 8:37:25

Игровое поле для ККИ «Берсерк»

2) Простенькое чёрно-белое — готово для печати на 8 листов формата А4....

27 07 2020 21:18:57

«Наше море» на «Бумстартере»

« Наше Море» (Mare Nostrum: Empires) — доработанное, дополненное и значительно улучшенное издание игры Mare Nostrum 2003 года от Сержа Лаже (автор Shadows over Camelot и Mystery of the Abbey). Новые варианты победы, множество стратегий, качественные компоненты, отличное сочетание баланса и разнообразия партий....

24 07 2020 4:48:40

Жизнь и смерть «ЮНСИ»

Компания Ю Н С И продолжает существовать. Но история её закончилась. История людей, которые были одними из первых, но безнадёжно отстали. История авторов игры « Рынок», не сумевших найти своего места на этом самом рынке. История любителей настольных игр, так и не ставших профессионалами. Грустная история....

23 07 2020 4:59:24

На русском появится пятое дополнение для Runebound

Готовится к изданию новое дополнение для Runebound — Unbreakable Bonds ?...

22 07 2020 13:50:22

Potion Explosion – распечатай и играй

Зелья выкладываю только покарточные, т.к. не знаю кому что будет удобней — вырезать прямоугольники, треугольники, печатать двусторонние зелья и т.п....

20 07 2020 5:31:29

Мафия без засыпания

Итак, каждый игрок получает карточку персонажа, с именем, по которому к нему могут обращаться и другие игроки. Каждый может сделать любой комплект имён, я взял героев мультфильмов. Между партиями игроки могут менять своих персонажей, а могут и продолжать играть с теми, к которым привыкли. На лицевой стороне карточки указан персонаж (картинка и имя), а с обратной есть окошко, сквозь которое видна вставляемая в карточку персонажа карточка роли, имеющейся в игре:...

18 07 2020 14:34:38

Фотографии с фестиваля Essen 2007

Jens’ Essen 2007 Games To Watch list ...

17 07 2020 13:38:24

Рецензия на игру «Блокус»

Не буду спорить с тем, что Блокус — игра популярная. Она действительно известна во всём мире и даже уже несколько лет продаётся у нас в стране. Ещё Blocus имеет в активе высокий рейтинг на BGG.COM (7.4 из 10), так что тем, кому нравятся абстрактные игры, рекомендую обратить на эту настолку самое пристальное внимание. Тем более, что как я уже писал, в Блокус можно поиграть совершенно бесплатно....

16 07 2020 8:31:51

Hyperborea – распечатай и играй

Во время игры, ваше царство будет расти числом и выставлять войска, расширять свою территорию, изучать и покорять, осваивать новые технологии, и т.д....

15 07 2020 22:47:23

Памятки и перевод карт для «Sid Meier’s Civilization»

2. Мой перевод свойств наций. Также активно используем. В начале игры выдаём каждому игроку карточку с переводом свойств его нации....

14 07 2020 16:30:45

«Snake Pit» (Змейка) — распечатай и играй

В начале своего хода каждый игрок выкладывает до 2-х карточек, продолжая змеек. Каждая из карточек должна продолжать любую из выложенных на столе карточек, логически продолжая ее, продолжая змей. Следует следить за совпадением цветов на змеях. Запрещено делать змею с двумя головами, либо с двумя хвостами. Так же запрещено класть карточку, положение которой приведет к возникновению двухголовой либо двухвостой змеи. Однако возможно замыкать змей самих на себя. То есть, допустимый вариант замкнутой змеи вообще без хвоста и головы....

13 07 2020 10:23:27

ПнП — «Dungeons & Dragons: The Fantasy Adventure Board Game»

Скачать материалы для игры Dungeons & Dragons: The Fantasy Adventure Board Game на английском языке (7z, 69 Mb)...

12 07 2020 5:23:20

Манчкин 6,5: Бабайки из склепа – распечатай и играй

Это не самостоятельная игра, а дополнительный набор карт. Для игры требуется базовый « Манчкин». Зато « Манчкин 6» совсем не обязателен. Но тоже совместим с этим набором! ...

11 07 2020 14:59:39

Onirim – распечатай и играй

Кроме того, вы можете стать обладателем карты врат, если вы сможете сбросить карту с ключом того же цвета, что и карта врат, которую вы вытяните из колоды. Карты кошмаров также тасуются в колоду, и они могут заставить игрока сбросить карты ключей, убрать карту врат или же мешать другим образом. В игре для двух игроков, каждый игрок собирает свой собственный набор из 4 врат, по одной каждого цвета, вместе со своим партнером....

09 07 2020 13:13:59

LOST Card Game [Остаться в живых: карточная игра] (2006)

Количество игроков: 2-5 (рекомендуется — 3-5) Тип игры: Карточная Сложность освоения: низкая Динамика игры: высокая Время на изучение правил: 2 минуты Длительность партии: 10 минут Пространство для игры: 50 х 50 см Похожие настолки: Князья Похожие комп. игры: нет данных Стоимость: 0$ (бесплатная игра) Коротко об игре: Игра для фанатов сериала «LOST» Состав игры: ...

06 07 2020 22:50:32

Описание игры «Львиное сердце»

  Напомню, что мои впечатления от этой игры немного отличаются от того, что написано в обзоре....

04 07 2020 2:35:33

Отчёт за неделю с 15 по 20 января

Citadels — ...

02 07 2020 23:22:18

«Манчкин. Чудо-монстры». Ещё один…

Эту коробку можно играть отдельно или смешать её с другими манчкинами. ...

01 07 2020 18:53:54

«Нахимов. Синопское сражение» — распечатай и играй

Все листы распечатать в 1 экземпляре и разрезать. Поле сложить. Из прочего – вам понадобится один 6-тигранный кубик....

30 06 2020 7:21:57

ПНП — «Мафия: Место встречи изменить нельзя»

Надеюсь, ценителям игры понравится идея и само оформление карт и оно придаст игре еще более захватывающий характер!...

29 06 2020 2:12:46

Seal Team Flix. Обзор игры

Ход игры...

27 06 2020 12:59:40

Quartermaster General: 1914. Советы по стратегии. Россия

Есть одна карта – « Мобилизация в России» (Russia Mobilizes). В стартовых 10 картах её не оказалось? Пересдавайте. Даже не думайте. Это ваш самый лучший ход....

26 06 2020 5:47:18

DTF.RU: итоги настольного 2017-го

Gloomhaven Любители игр об исследованиях также не остались без крупного релиза: в 2017 году вышла игра 7th Continent, предварительно собрав на Kickstarter соответствующую своему названию сумму — семь миллионов долларов. В этом нелинейном приключении группе игроков предстоит исследовать таинственный Седьмой континент: сражаться с монстрами, собирать ресурсы и разгадывать древние тайны....

22 06 2020 22:22:58

Игровед выпускает русскую версию «Fzzzt!»

В состав настольной игры Фзззт! 2.0 или Короткое замыкание уже входит расширение с дополнительными картами для 5 и 6 игрока, а также карты Периферийных устройств, которые позволяют модифицировать правила раундов по своему вкусу....

21 06 2020 5:19:34

«Шляпа» — новая игрушка от «Правильных игр»

Основа игры – это карточки « Шляпа», на которых указан способ разыгрывания слова: объяснять словами, показывать или рисовать....

20 06 2020 17:40:17

Обзор игры «Мятеж»

...

19 06 2020 14:14:15

Secret Santa – 2017. Цели назначены

В общем, можно выдохнуть. Хоть и забыл, но всё равно зарегистрировался....

17 06 2020 11:16:23

Обзор игры «Monsters Menace America»

Шесть причин уехать куда-нибудь на Гавайи. Картинка за авторством dwsparks...

15 06 2020 2:53:51

Интервью с Константином Комаровым, начальником игрового отдела «Звезды»

Играю лет с шести, насколько я помню, это была простая бродилка напечатанная в журнале « Мурзилка», потом был « Эрудит», « Колесо Фортуны» — где только « Бюрократ» имел 2 фишки sic!, а остальные игроки по одной. Далее играл только самодельные игры, так как в С С С Р нормальных игр не было....

13 06 2020 17:32:13

7 Wonders: Duel. Pantheon – распечатай и играй

Скачать материалы по игре 7 Wonders: Duel. Pantheon...

12 06 2020 10:34:19

Впечатления от игры «Thunderstone»

В « Громовом Камне» ничего такого нет. Там срабатывают все действия, указанные на картах. Поэтому ход намного более детерминирован. Весь выбор делается между деревней/пещерой, да ещё нужно будет решать, какие из опциональных эффектов применять, а какие нет. ( В основном это выбор типа «если я затрэшу эту карту, то получу ещё несколько карт или — реже — несколько монет»). И что совершенно возмутительно, есть лишь одна карта, дающая дополнительную покупку («Barkeep»). Для сравнения, в базовом « Доминионе» таких карт четыре («Council Room», «Festival», «Market», «Woodcutter»)....

11 06 2020 1:27:32

Закончил сборку «Полтавы»

Коричневая пехота...

10 06 2020 13:22:45

Настольный герой № 22 — Геннадий Минцев

В первых строках хочется выразить благодарность Alt’у за то, что выбрал меня очередным « Настольным героем». Хотя, какой из меня герой… Просто человек, всерьез увлекающийся  настолками. 🙂 Но коли уж выпала честь – придется соответствовать. Сразу хочу извиниться перед  читателями, если будет немного сумбурно. Ведь я никогда не писал ни обзоров, ни заметок, ничего подобного. Итак, начнем…...

07 06 2020 2:16:23

Отчёт за неделю с 18 по 24 апреля 2011 года

В очередной раз за Цивилизацию мы сели вчетвером: трое из нас с игрой уже были знакомы, а четвёртому она была в новинку. Из-за этого около 30 минут пришлось потратить на ознакомление с игрой. Я рассказал про фазы хода, про действия городов, про бои, про исследования и про условия победы, и мы начали....

06 06 2020 5:56:45

20 неочевидных правил «Dungeon Lords»

3. Тролли могут работать в комнатах (но не могут копать тоннели и добывать золото) вместе с бесами (при покупке тролля вы получаете жетон тролля);...

31 05 2020 13:30:34

War of the Ring Online

...

29 05 2020 1:16:16

«Deadwood» — новая игра от «Fantasy Flight Games»

Ковбои под вашим руководством въезжают в город, чтобы захватить здания и перебить вражеские банды в перестрелках....

26 05 2020 20:43:11

Новинки от «Гаги»: Миры Ктулху, Среди знати и Tzolk’in

« Среди знати» для меня тёмная лошадка. Знаю, что это какая-то «династическая игра», в ней нужно развивать свой род и всячески способствовать процветанию членов семьи. Мнения о ней есть разные, по общему впечатлению игра средненькая. Посмотрим на практике, так ли это....

25 05 2020 1:56:42

Еще:
Игры -1 :: Игры -2 :: Игры -3 :: Игры -4 :: Игры -5 :: Игры -6 :: Игры -7 :: Игры -8 :: Игры -9 :: Игры -10 :: Игры -11 :: Игры -12 :: Игры -13 :: Игры -14 :: Игры -15 :: Игры -16 :: Игры -17 :: Игры -18 :: Игры -19 :: Игры -20 ::

Стоит ли играть? Какие будут эмоции? Какая игра годится для семейного вечера, а какая - для молодежной вечеринки? Узнайте здесь!